Предложение ввести федеральную поддержку для субсидирования внутрирегиональных авиаперевозок озвучил губернатор Иркутской области Игорь Кобзев на парламентских слушаниях «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов» в Совете Федерации Федерального Собрания РФ. Оно состоялось под руководством председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко. Участие в нём приняли министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов, министры правительства Российской Федерации, главы регионов.
Игорь Кобзев поднял вопрос развития авиационной отрасли в Иркутской области. Он сообщил, что значительная часть территории региона – это северные районы с невысокой плотностью населения и большим количеством муниципальных образований, между которыми отсутствуют дороги. В их числе – Катангский, Мамско-Чуйский, Киренский, где живёт около 30 тысяч человек. Добраться туда можно в основном авиатранспортом. Глава региона отметил, что аналогичные ситуации есть в ряде других регионов страны. В Иркутской области разработана и утверждена концепция развития субсидируемых авиаперевозок до 2030 года.
– В Иркутской области субсидируются авиаперевозки по 11 направлениям. На это из регионального бюджета трём авиакомпаниям в 2025 году направим 832 млн рублей. Далеко не все регионы в состоянии субсидировать авиационным компаниям затраты по этим перевозкам. Мы предлагаем рассмотреть возможность ежегодно предусматривать в федеральном бюджете средства по участию, совместно с регионами, в компенсации части затрат на внутрирегиональные перевозки пассажиров хотя бы на расстояние более 500 километров, – сказал губернатор.
В северных районах Иркутской области реализуют ряд масштабных инвестиционных проектов – это добыча нефти и газа, производство полимеров, золотодобыча, лесопереработка и другие. В связи с этим прогнозируется рост пассажироперевозок и расходов бюджета на субсидирование, связанный в том числе с увеличением расходов на обслуживание авиапарка.
– Для Иркутской области эта проблема крайне актуальная. Прошу нас поддержать, – заявил Игорь Кобзев.
Он также отметил, что износ аэродромной инфраструктуры тормозит развитие и негативно влияет на эффективность авиационных перевозок. Необходимо улучшать транспортную инфраструктуру, модернизировать аэропорты, посадочные площадки, поддерживать в рабочем состоянии парк самолётов и делать более доступными билеты.
Как сообщили в пресс-службе правительства региона, в Иркутской области действует восемь аэропортов. Два из них – в Иркутске и в Братске – международные аэропорты федерального значения. В рамках федерального проекта в области планируется провести реконструкцию аэропорта города Киренска, а также строительство аэропорта Иркутск Новый. Для него поддержана площадка «Ключевая». Прорабатывается возможность модернизации аэродрома Усть-Илимска. Прорабатывается возможность модернизации аэродрома Усть-Илимска, а также строительство модульных современные зданий аэровокзалов в северных территориях.