Сегодня 70% трудоспособных бурят находится на заработках в Южной Корее. Об этом сообщается в спецрепортаже «России 24» «Корейская работа». Корреспондент Ирина Куксенкова рассказала в сюжете об «армии бурятских нелегалов в Корее», а также о ситуации с безработицей в Бурятии.
«Буряты, хоть и кочевники в прошлом, сейчас их сложно оторвать от земли. Удаётся с лёгкостью это сделать лишь безработице. А она в республике сейчас рекордная», - начинает сюжет корреспондент.
26-летнему Макару, инженеру по специальности, не повезло в Корее – поработать удалось всего 2 месяца. Случайный рейд миграционной службы, 2 недели «на подвале», депортация.
- Неожиданно они пришли. Я даже не понял, что происходит. Ко мне подошёл инспектор миграционной службы, понял, что я не кореец. Тогда он начал говорить по-английски, попросил документы - их у меня не было. Схватил за руку, посадил в машину и увёз в миграционную службу, - рассказывает молодой человек.
«Это чистой воды армия бурятских гастарбайтеров в Южной Корее. Всё, что мы привыкли видеть в новостях о нелегальных мигрантах в российских городах, с точностью до наоборот повторяется с российскими гражданами в Корее, - комментирует корреспондент.
Сейчас в Бурятии новый тренд – многие меняют фамилии на стандартные корейские Пак или Чен, чтобы легализоваться в Сеуле.
Но настоящие трудности для потенциальных мигрантов начинаются ещё до отъезда. На одну только дорогу нужно не менее 50 тысяч рублей. Для Бурятии большие деньги – средняя зарплата за три месяца, отмечает корреспондент.
- Деньги пришлось заработать, подкопить, собраться, и можно было ехать, - говорит строитель Сергей Кузьмин.
Говорят, оно того стоит. При удачном стечении обстоятельств хватает и чтобы долги раздать, и на жизнь безбедную. Правда для Сергея Кузьмина погоня за длинным воном закончилась, так и не начавшись. Прямо в аэропорту Сеула его задержали пограничники. Сергея, как и сотню других неудачников, отправили «на подвал» - так это называют нелегалы. Подвал они сравнивают с потусторонним миром.
- Там деревянные сиденья. Один поспал 2 часа, второй поспал. И так по очереди идут. Кто-то может даже маленькую сумку подложить. Переполненное абсолютно помещение, спать негде, мест не хватает, - рассказывает Сергей Кузьмин.
В подвале настоящее гетто. Но больше, чем русских, корейские власти опасаются беженцев с ближнего Востока. Там есть и такие.
- В основном это люди, которых сократили, либо которые живут в районах. Работы там никакой нет, промышленности нет. Им приходится брать кредит и улетать в Корею, - комментирует сотрудница фирмы по трудоустройству в Корее.
В службе занятости Бурятии признают: проблема есть, но рапортуют - уровень безработицы снижается. Впрочем, эти цифры не имеют никакого отношения к реальности. Чиновники говорят: всего в Улан-Удэ зарегистрированы 2900 безработных, а в банке вакансий – 4200 позиций.
И как насмешка – прямо напротив центра занятости реклама работы в Корее.
«Буряты работают в Корее как чернорабочие. Всё, что мы так любим - машины, телефоны, косметика – делается их руками. Совсем уж счастливчиками считаются те, кто едут в Корею по официальному трудовому договору. Это, как правило, специалисты высокого класса, лидеры в своей профессии. Но даже они признаются: в нелегальной миграции в первую очередь заинтересован сам корейский бизнес», - рассказывается в сюжете.
- Некоторым недобросовестным работодателям выгодно, чтобы на них работали нелегалы: не надо платить налог государству, вам можно платить меньше в 2-3 меньше, не нужно давать медицинскую страховку, - прокомментировал директор ресторана Андрей Цыганков.
Буряты-мигранты фактически делают часть республиканского бюджета. Привозят из Кореи, по официальным данным, более 4-х миллиардов в год. Тогда как дотации из федерального центра составляют 13 миллиардов.
- Весь выпускной курс китаиста Артёма Дондокова работает не по специальности. Китайские иероглифы и показатели экономического роста Поднебесной несостоявшемуся востоковеду пришлось сменить на шпатель и дрель. Но и в новой профессии Артёму удалось добиться неплохих результатов – впереди сразу несколько крупных заказов на евроремонт, - такими словами заканчивается специальный репортаж.
Как сообщал «Байкал-Daily», ажиотаж на заработки в Южной Корее наблюдается в Бурятии уже больше года. В Улан-Удэ, пожалуй, нет ни одного человека, знакомые которого хоть раз пытали счастья в Корее. Некоторым везёт, и за 2 месяца они зарабатывают, часто непосильным трудом, примерно по 200 тысяч рублей. Многие теряют здоровье на полях, и остаются без гроша.
Однако этот наплыв уже давно напрягает местные власти. Как сообщал «Байкал-Daily», на всю страну гремели случаи с задержанием россиян, в том числе и жителей Бурятии, в аэропорту Сеула. Как раз с гражданами России корейские пограничники не церемонятся – их держат в подвале, не кормят, не дают воды, заставляют спать на полу и пр.