В Улан-Удэ состоялся Совет по науке и инновациям при главе Бурятии. Участники обсудили государственно-частное партнерство в системе образования.
Оно в республике чаще всего реализуется путём выделения субсидий предпринимателям (как, например, в случае с частными детскими садами), созданием междведомственных рабочих групп, советов. При этом в минобразе сетуют на нежелание бизнесменов строить что-либо без государственного участия и на формальный подход у советов на местах.
Немалая доля внимания министра образования Алдара Дамдинова и председателя городского комитета по образованию Ульяны Афанасьевой была уделена детским садам. Глава Бурятии выразил в связи с этим некоторое недовольство.
- Я не спорю, проблема детских садиков очень острая, но мало имеет отношения к сегодняшнему заседанию, - заявил он. – И город, и министерство образования должны жить перспективой, мы должны строить именно общество будущего. Здесь сидят самые люди, на плечах которых держится экономика всей республики, директора предприятий, ректора вузов – что им до детских садов?
Вячеслав Наговицын обозначил приоритет, в направлении которого совет должен работать: «Мы едем на старом багаже – на гособоронзаказе, где нет конкуренции, но и это закончится. Нам нужно, чтобы все усилия науки были направлены на развитие экономики, чтобы разработки ученых находили своё применение».
Однако развитие и инновации на республиканских заводах сталкиваются с банальной нехваткой квалифицированных кадров, о чем говорится уже давно. Директора-участники в очередной раз пожаловались на нехватку рабочих рук.
- Директора наших школ заточены под «белых воротничков», - заявил директор «Улан-Удэнского приборостроительного объединения» Сергей Соляник. – Внутренний настрой такой, но это не самый главный показатель в работе школы.
По его словам, отправляющиеся в вузы других городов студенты после окончания не стремятся обратно – не возвращается около 80% молодых людей. На завод же обычно идут работать дети бывших заводчан. В связи с этим директор «Улан-Удэстальмост» Анатолий Суслов вспомнил героев мотивационных роликов, которые выходили в прокат в 2009 году – все они потомственные заводчане.
Кроме того, в Бурятии, как и по всей России, преобладает уклон в сторону гуманитарных предметов. По словам Анатолия Суслова, физику сдают только 15% выпускников, что грозит потерей всех технических специальностей.
Математика, физика, химия, в самом деле, вызывают опасения минобраза. «Мы с трудом набираем здесь. По олимпиадам ни один из наших участников не набрал балла для участия на федеральном этапе», - отметил Алдар Дамдинов. Он добавил, что при министерстве создана специальная физико-математическая группа. Вдобавок минобразу поручено собрать директоров школ и рассмотреть эту проблему.
- Надо посмотреть, как преодолеть их страх – либо недостаточно преподаются эти предметы, либо слишком жесткие требования в ЕГЭ, - посоветовал глава.
Он заявил, что нужно преодолеть ментальность, когда многие родители отправляют детей в ссузы, чтобы «пересидеть, а потом мы его в высшую школу отправим». Тогда в республике произойдет «революция», предсказал Вячеслав Наговицын.
- Мы думаем, что мы кадры готовим, а это не так, - признал он.
Между тем, в защиту гуманитариев встала ректор ВСГАКИ Раиса Пшеничникова. «Существует закон техно-гуманитарного баланса. Нарушение его приводит к тому, что общества уходят из исторического процесса», - заявила она.
В конце заседания глава признал необходимость правильного образования в детсадах. Он привел в пример Японию, с дошкольного возраста детей готовят для коллективного труда. Алдара Дамдинова могут отправить изучать этот опыт в командировку, сообщил глава.
Татьяна Бакланова, «Байкал-Daily»