Новости Бурятии и Улан-Удэ в реальном времени

12 Декабря

11 Декабря

Популярное

Эксперт: «Как сделать, чтобы туристы не думали, что в Бурятии скукота»

Эксперт: «Как сделать, чтобы туристы не думали, что в Бурятии скукота»
Экономика,  Фото:Валерий Митяшов, для Baikal-daily.ru
Представитель туристической отрасли Бурятии признаёт, что она остаётся такой же, какой была 15 лет. О том, как сделать, чтобы не было стыдно перед иностранцами, и увеличить турпоток - подробнее в публикации эксперта

Заместитель гендиректора турфирмы Аржан Малацагаев размышляет о проблемах турбизнеса Бурятии и высказывает конкретные предложения. Полный пост - обращение к новому министерству туризма - представлен на странице эксперта в Facebook. «Байкал-Daily» публикует основные выдержки.

Миллиона туристов нет

Поездка в Бурятию – это товар не первой необходимости, этот товар надо убедить купить. Здесь все будет важно – и цена и детали качества и маркетинг и реклама. Надо трезво оценивать ситуацию, чтобы делать правильные выводы.

Поток туристов в Бурятию в 2017 году (и в 2016 году) по моему мнению составляет максимум 100-150 тыс. вместе с российскими и монгольскими туристами. Никак не миллион. Это легко доказывается цифрами о вместимости всех гостиниц города.

Туристический продукт Бурятии остаётся по большому счёту таким же, как и 15 лет назад. Качественных изменений нет. Конечно, появились новые хорошие гостиницы, транспорт, рестораны, сервис стал лучше (в общем- то, достаточного уровня) но это все как бы и так есть необходимое, само собой разумеющееся условие для туристов. Но по-прежнему, нет безусловного привлекательного продукта для массового туризма. В основном иностранные туристы посещают регион транзитом.

Пора осознать что ни Байкал, ни уникальная культура региона не являются чем-то весьма привлекательным в глазах иностранца. Байкал известен во всем мире, но не известен турпродукт. Для большинства иностранцев это слишком абстрактный объект для того чтобы тратить довольно значительные деньги. Это далеко, это дорого. Байкал уникален, но уникальных мест в мире много. Достаточно сказать, что американцы никогда к нам массово не поедут, потому что у них есть схожая природа ближе, дешевле и комфортнее – центральная часть США и Канада.

Для того чтобы сюда ехали надо прикладывать к этому дополнительные усилия по продаже.

Наши преимущества

Мы занимаем географическое положение, из которого не извлекаем плюсов в полной мере. Это транссибирская магистраль и трансмонгольская железная дорога, это 8 часов пути от Улан-Батора до Байкала, это по 2-3 часа полёта от главных финансовых экономических центров Азии.

У нас есть большое преимущество: Улан-Удэ это перевалочный пункт в месте, где Транссибирская магистраль соединяется с Трансмонгольской железной дорогой.
Во всем мире маршрут Москва-Пекин очень популярен. Путешествие в поезде через всю Евразию всегда будет казаться привлекательным приключением для многих миллионов людей и поток желающих никогда не будет заканчиваться.

Практически все автопробеги идут по маршруту Запад (Москва) - Пекин и не могут не остановиться в Улан-Удэ.

Все эти десятки тысяч транзитных туристов практически не посещают Байкал с бурятской стороны. Их программа в Улан-Удэ ограничивается максимум двумя ночевками. Подавляющая часть этих людей посещает Байкал в Листвянке. У нас такого центра как Листвянка на Байкале нет. Час пути и в одном месте рестораны, музеи, рынок, обзорная точка с подъемниками, корабли.

Транзитные туристы будут приезжать в любом случае благодаря расположению города. Но город им предлагает недостаточно услуг и мест где туристы могли бы тратить деньги – особенно это касается небольших групп по 2-3 человека, которых очень много проезжает в течение лета. Это упущенная выгода.

Основные проблемы

Две основные проблемы – дорогая цена и времяпровождение.

Среди тех туристов, которые приезжают на длительный срок, множество подгрупп в зависимости от цели прибытия. Два основных интереса - природа и этнография. Остальные это легальная охота (примерно человек 100 в год), рыбалка, экстремальный туризм (фрирайд, альпинизм – около 200-400 человек в год), религиозный и множество мелких категорий по 5-10 человек в год. Таких туристов и на весь мир то не очень много. Это дорогой туризм.

В Бурятии, конечно, много что есть, разные виды туризма, но основного, отработанного продукта под массы нет. Иностранные туристы, которые приезжают с туристическими целями на срок не меньше недели, едут в подавляющем большинстве на территорию Забайкальского национального парка: Чивыркуйский залив, Святой нос, Ушканьи острова и Баргузинская долина. Из-за больших расстояний продукт становится очень дорогим, треть времени проводится в дороге, проблемы с кораблями в Чивыркуйском заливе - все это делает продукт не массовым.

Людям кажется, что Бурятия очень богата достопримечательностями. С одной стороны это так, но с другой мало что годится для стабильного турпродукта с точки зрения логистики, протяженности во времени, интересного наполнения. У нас мало брендированных объектов, которые можно легко вставить в турпродукт. Например, у иркутской стороны есть очень надежные и качественные объекты: Ольхон, Листвянка, КБЖД, Иркутск (Тальцы, 130 квартал, экскурсия по Иркутску, музей декабристов), круизы. Их можно комбинировать в турпродукт по-разному, но самое главное- они все очень надежны, цена стабильна и для всех одинакова, все это отработано миллионы раз, каждый дает минимум 1-2 туродня, все услуги на этих точках в любой момент готовы работать, несмотря на загруженность (хоть маленькая хоть высокая) - турист гарантированно получит впечатления.

Три направления

А что мы имеем по большому счету.

Улан-Удэ (площадь Советов, улица Ленина, Римпоче багша, Иволгинский дацан, семейские, Ацагат, Этнографический музей, Музей истории Бурятии). Все это можно отнести к Улан-Удэ, с точки зрения турпродукта, потому что это экскурсии максимум на несколько часов с ночевкой в Улан-Удэ. Эти объекты можно комбинировать на 2 дня с 1 ночевкой.

А вот на Байкале у нас нет таких готовых продуктов как Ольхон или Листвянка или КБЖД.

Кто во что горазд. Очень условно, это три направления:

1) Энхалук, Сухая
2) Гремячинск, Турка, Горячинск
3) Максимиха, Усть-Баргузин, Забайкальский Нац. парк.

Первое направление. Энхалук, Сухая. Два –три часа пути от Улан-Удэ по достаточно хорошей, но оживленной трассе, средней живописности, без практически никаких достопримечательностей по пути . Чем в этом направлении обычно наполняют программы: Посольский монастырь, устье, горячие источники за селом Сухая, пешая прогулка до Белого камня от Заречья. Все это довольно бледновато, потому что не обустроено.

Здесь нужны новые ходы. Например, обед для китайских туристов в кельях – это круто для селфи. Но попробуйте договориться об обеде в келье. Это возможно иногда, но каждый раз это ненадёжно, могут отказать. А просто столовая там совершенно обычная, обед там неинтересный.

Каждый, кто привозил туристов в Энхалук или в Сухую знает, как тяжко там организовывать водные экскурсии. Водные экскурсии это всегда хит, это всегда гарантированный восторг. А что мы имеем там? Ни одного причала.

Туристы закатывают ноги и идут пешком по воде до катера. Кстати, катера. Катера разбросаны по владельцам турбаз, максимальная вместимость до 4-5 человек. Или открытые лодки местных жителей с навесными моторами и чешуей от рыбы внутри. Цена договорная, опять-таки. В общем, это не надежный, не гарантированный турпродукт.

Горячие источники - это всегда для всех туристов очень интересно. Но, честно говоря, от источников в Сухой туристы не в восторге. Их даже стыдно фотографировать. Ради погони за сиюминутной выгодой люди, кто сейчас занимается источником, не думают о красоте. С другой стороны, хорошо, что хоть вообще занимаются, чистоту поддерживают. У нас на побережье Байкала (с ВИДОМ на Байкал, в шаговой доступности от берега) вообще нет открытых горячих источников в виде купелей: только Сухая и Чивыркуйский залив, Давша. Эти места очень нуждаются в инвестициях.

Второе направление. Гремячинск, Турка, Горячинск, Максимиха. Два – три часа пути от Улан-Удэ по отличной, живописной дороге. По пути есть Пыхта для «бурханить», Сретенский женский монастырь, Хаим. Самое популярное направление на нашей стороне.

Основное массовое текущее наполнение программ в данном направлении:
водные прогулки из Турки, маяк там же (посещение в неофициальном виде с платой лично охраннику маяка), сплавы по Турке, подъём на Святой нос и целодневные экскурсии в Чивыркуйский залив, Баргузинскую долину, на Ушканьи острова, на Ольхон.
Экскурсии очень длительные по времени, они очень дорогие – дорога, в которой проводят большую часть времени, занимает почти всю стоимость.

Национальный Парк, Святой нос, Чивыркуй, Ушканы - прекрасные, красивые места, но расстояния и дороги сильно смазывают впечатление. Раньше туда и не делали экскурсия из Гремячинска, Турки, Горячинска, но опыт последних 3 лет показал, что заскучавшие люди готовы ехать хоть куда лишь бы куда-нибудь. Летом каждые два три дня набитые микроавтобусы со сборными группами уезжают из Горячинска на экскурсии в долину, на Святой нос, в Чивыркуйский залив и так далее. Качество транспорта и гидов в данных экскурсиях, организованных в основном местными жителями, находится на необходимом минимальном уровне.

Каждый, кто организовывал большие мероприятия на Байкале с нашей стороны, знает какая проблема найти комфортабельный корабль, яхту, теплоход для вип делегаций. Если хочешь хороший корабль, надо оплачивать его путь от Листвянки до Турки и обратный ход. Это плюс двое суток, а каждые сутки стоят в зависимости от корабля от 50 до 300 тыс. Один этот факт делает нас неконкурентоспособными по сравнению с Листвянкой в организации конгрессного туризма для крупных западных компаний.

Байкальская Гавань в двух часах езды от Улан-Удэ по хорошей и живописной дороге.
А рекреационный потенциал местности не освоен даже и на 30 процентов.
Это порт (50 км до Ольхона по пути мимо самой глубокой точкой на Байкале), речки для сплавов, горы прекрасно подходящие как для летних треккингов так и для зимних экскурсий на снегоходах или экскурсионных ратраках.

В этот же пласт входит и решение проблем связанных со строительством современного санаторно-оздоровительного курорта в Горячинске. Данный курорт обладает очень большим потенциалом. К примеру, курорт Белокуриха в Алтае заполняется круглый год, на лето нет свободных мест, и это при таких же дорогих, как у нас ценах на перелет и проживание. 

Почему бы, например, не водить туристов на гору Бычью, откуда открывается совершенно сумасшедший по красоте вид на Байкал. А потому что нет ни дороги до подножья, ни тропы наверх, ни оборудованных площадок для обеда, кемпинга, ни достаточного количества гидов которые появятся сами, когда уже что-то будет. А ведь фотки оттуда с вершины - это уже сама по себе реклама, через соц сети, через геолокацию люди сами будут узнавать где находятся такие клевые виды. А ведь туда теоретически можно подниматься даже на квадриках, если будет дорога.

Вместо этого туристы едут за 100 километров на Святой нос, усиливая экологическую нагрузку на особо охраняемую территорию. Или, например, экскурсии на реку Прорву, которая невозможна сейчас, так как нет тропы - придется вести неподготовленных туристов через бурелом. Также перспективен сплав по рекам Хаим и Кика прямо до Гремячинска на 2 дня. Плюсы маршрута, что очень удобный подъезд к стоянке Хаим и реки очень живописные, но их надо чистить каждый год, на что ни у кого нет средств из турбизнеса или частников.

Инфраструктура

Об этом можно говорить много. Как все мы знаем, у нас не остается выбора кроме как селить туристов в гостиницах в этих селах. Хотя эти села не соответствуют тем картинкам, которые рисуют себе в воображении туристы. Огромное количество гостиниц, турбаз, гостевых домов в этих населенных пунктах очень сильно разнятся во всем: по архитектурному стилю, по сервису, по вместимости, по уровню комфорта. Кажущееся изобилие на самом деле таким не является: гостиницы, куда можно селить туристов, не опасаясь за сервис, буквально пересчитать по пальцам.

Что делать

Исходя из вышесказанного, я бы предложил Министерству туризма обратить внимание на следующие пункты.

1) Создание условий любым путем для постройки большого круглогодичного вместительного отеля на 200-300 мест с конференц-залом в Байкальской гавани. Инвестор должен быть готов терпеть большие убытки в течение 1-3 лет, но лично я уверен, что это тот самый случай, когда предложение рождает спрос. Большая гостиница на Байкале решает множество проблем. Само ее наличие делает возможным чартерные цепочки и летом и зимой.

Несколько лет назад был серьезный запрос от крупной международной компании но после того как их представители осмотрели условия, они отказались от проведения здесь мероприятия, что неудивительно. В итоге они провели его на каком-то из необитаемых атоллов Тихого океана, что вряд ли было дешевле, чем у нас…

2) Как можно больше задействовать факт соседства с Монголией. Монголия как туристическое направление известно во всем мире. У Монголии в разы больше иностранных туристов за год, чем в Бурятии. Даже голливудские звезды приезжали туда жить в юртах в степи. От Улан-Батора 8 часов езды до Байкала – достаточно обдумать этот факт, чтобы понять, что он практически никак не используется. Объединенный турпродукт обладал бы гораздо большей ценностью в глазах туристов.

Конечно, здесь камень преткновения - многострадальный пропускной пункт на границе. Но можно пробовать разные механизмы. Например, кто приехал по путевке установленного образца, в Монголию может проехать границу по зеленому коридору. Запустить спец поезда от Улан-Батора до Улан-Удэ. На данный момент пропускной пункт Кяхты не работает вообще никак. Например, согласно статистике в 2016 году на территорию Бурятии из КНР по безвизовым спискам въехало 1409 китайских туристов. А в Забайкальский край и в Иркутскую область – больше 30 тыс. на каждого. При этом достаточно взглянуть на карту, чтобы убедиться – более перспективен маршрут спецпоездов из КНР через Монголию в РФ – это ближе на два дня, чем через Забайкальск. Но все равно, предпочтителен вариант через Забайкальск для турфирм КНР.

Столько здесь интересных может быть идей. Монголы в рамках маршрута Великий Чайный путь планируют запустить конный маршрут до границы. Сплав по Селенге из Монголии до Байкала. Очень перспективный маршрут Улан-Батор – Хубсугул -Тунка-Байкал.

3) Не надо плодить множество разных маршрутов в каждом районе, а сосредоточиться на разработке и усовершенствовании всего 2-3 маршрутов после консультаций с представителями турфирм, средств размещения и остальных субъектов туризма. И проработать маршруты по каждому дню.

Например, взять транзитных индивидуальных туристов, которые летом десятками тысяч проезжают через Улан-Удэ. Летом в Улан-Удэ катастрофически не хватает регулярных выступлений наших театров. Я вот не понимаю, зачем они просят миллионы рублей на гастроли когда летом наоборот зарубежный зритель приезжает к ним. Два раза в неделю (расписание с учетом расписания движения поездов) концерты в Театре оперы и балета из сборной солянки артистов самого театра, театра Байкал, Забава, семейские и так далее. Пусть аренда театра будет за счет бюджета (здание и так ведь простаивает летом, а сотрудники получают зарплаты), а билеты рублей по 500, хоть по 1000 купить туристам будет совсем несложно. Главное, чтобы это было регулярно и расписание было известно заранее. Летом по Транссибу проходят более 25 спецпоездов. В каждом – около 100-150 туристов. Меньше всего времени в нашем регионе эти спецпоезда проводят в Улан-Удэ – около 5-6 часов. В Иркутске они останавливаются на два дня с учетом посещения Листвянки. В Улан-Баторе им закатывают роскошные концерты за бюджетные средства.

Мы такой наш значительный ресурс как наши артисты, совсем не используем. А ведь это наше преимущество перед Иркутской областью.

Также в центре нет места, где туристы могли тусоваться вечерами. Черчилль летом забит иностранцами каждый день. Если бы его не было, совсем было бы плохо. В Европе не боятся уличных кафе, они везде. Они создают атмосферу. Летом уличные столики на террасе гостиницы Бурятии заняты всю ночь, там постоянно кто-то сидит, иностранцы. Например, территории вокруг Оперного театра так и напрашиваются на то, чтобы было там уличное кафе хотя бы в июле-августе. Все проблемные моменты решаемы. Но сейчас это запрещено.

Далее, вариант пешего маршрута между Заречьем и Гремячинском. Он может стать очень востребованным как у местного населения, так и у россиян, так и у иностранцев. Спрос есть и будет еще выше при наличии оборудованной тропы. Довольно странно, что даже разговоров ни разу не поднималось об этом маршруте. Всех туристов привлекает именно дикость и удаленность природы. За этим многие едут на Байкал.

А эта территория целиком не освоена. Там нет ни сел, ни деревень, ни автодорог. А посередине маршрута где-нибудь ближе к губе Таланчанка, необходимо построить маленькую гостиницу с баней, магазином. Готовые решения (как должны выглядеть тропы, как оборудованы) уже есть – по примеру троп в США. У нас нет троп сравнительно недалеко от Улан-Удэ. Только на территории Забайкальского национального парка.

К тому же можно часть пути проводить на корабле, если не получится провести тропу по горам. Нужно только углубление дна и причал в селе Сухая.

Необходима покупка или стимулирование покупки круизных прогулочных кораблей с базой в порту Турка.

Порт Турка должен выполнять свою функцию. Если там будут хорошие корабли, это добавит туристическому продукту много плюсов. Мы будем использовать плюс географического расположения порта по сравнению с Листвянкой. Турка находится посередине Байкала. Отсюда больше вариантов маршрут, чем из Листвянки. Это Ольхон в 50 км мимо самой глубокой точки на Байкале где опускались батискафы МИР, это Ушканьи острова в дневной доступности, это север Байкала. На север сейчас нет маршрута для больших групп. А ведь север это и есть квинтэссенция природы Байкала, его надо показывать цивилизованным и организованным путем.

Если будет регулярный маршрут из Турки на быстроходном корабле на север Байкала с попутным посещением, например, Ушканьих островов, он будет очень востребованным. Так мы займем премиум сегмент для масс.

Есть много вариантов маршрутов, которые требуют обсуждения и помощи правительства.

4) Меры направленные на качество маршрутов и их стоимость.

С гостиницами в Улан-Удэ проблем нет. Но больным местом является сервис в гостиницах на Байкале. Удивительно насколько пренебрежительно владельцы дорогих гостиниц на Байкале относятся к сервису по сравнению с вложенными миллионами в гостиницу. Никто не проводит обучение персонала, особенно это касается менеджмента и администрации гостиниц.

К сожалению, плана по застройке гостиниц на Байкале или не было или никто его не придерживался. В итоге сейчас это просто хаос. Строят где попало, что попало, в любом стиле. Пример из Горячинска – построили большую вместительную комфортабельную гостиницу, подходящую для групп иностранных туристов на побережье Байкала в 150-200 метрах от берега с видом на Байкал. Через год кто-то другой строит кафе и дешевые гостиницы еще ближе к Байкалу, перекрывая вид и снижая ценность вместительной гостиницы. Надо вводить контроль пока еще совсем не поздно.

Парк автобусов в республике очень старый. Начинка почти всех 30 и 45 местных автобусов устарела минимум на 15 лет. Этим летом в июне во время жары автобусы ломались один за другим. Каждая турфирма столкнулась с такими проблемами летом. Автобусов на всех не хватало. Интерьер большинства автобусов тоже оставляет желать лучшего. И с каждым годом ситуация только ухудшается.

Из-за наших расстояний зачастую 30-40% от стоимости тура занимают транспортные расходы. Неудивительно, что мы не конкурентоспособны по цене по сравнению с Иркутской областью. В то время как, например, хорошие правительственные и муниципальные автобусы простаивают просто так большую часть времени. Хорошо бы если бы был отработанный механизм, который позволял бы брать с оплатой правительственные автобусы хотя бы для организации рекламных туров. 

В республике сильно ощущается нехватка хороших гидов. Особенно с китайским, корейским, японским, итальянским языками. Людей надо обучать. Это стоит денег – оплата труда учителей, аренда помещения для теоретических занятий, аренда транспорта. Надо обязательно проехать по всем точкам маршрута, только так лучше усваивается материал. Ситуация такова, что ни одна турфирма не позволяет себе держать гидов в штате и никто не берет на себя расходы по обучению гидов.

Министерство туризма должно взять на себя контролирующие и организаторские функции. Отношение ко всем турфирмам и субъектам туризма должно быть одинаковое, без любимчиков, как сейчас практикуется в комитете по туризму. Напрасная надежда на самоорганизацию турфирм. В этом случае возрастает роль личностных отношений и зачастую карательные функции просто не выполняются. А должны быть просто единые для всех законы и правила, установленные официальным лицом.

По поводу питания особых проблем нет нигде. Это, слава богу, более-менее можно контролировать. Качество еды и сервиса везде примерно одинаковое. Разве что, не хватает полноценного ресторана русской еды в черте города и нигде нет хорошей байкальской кухни. Но это вопросы бизнеса.

В Монголии, кстати, отлично развит событийный туризм. Ни одно наше республиканское мероприятие даже близко не стоит рядом с Наадамом по масштабу и туристической привлекательности. Честно говоря, все наши якобы туристические мероприятия довольно местячковые, я бы даже сказал, что проводятся для галочки. Только у Голоса кочевников был (и, надеюсь, будет) потенциал для роста.

5) Маркетинг и реклама. Здесь тоже необходима поддержка правительства.

Во-первых, это выезды на международные туристические выставки. Только организованные большие группы могут значительно повысить турпоток в Бурятию.

Во вторых, Интернет. Больная тема для обсуждений. Столько всего сказано, а воз и ныне там.
О чем говорить, если официальный туристический сайт республики www.baikaltravel.ru не имеет перевода на английский язык. На сайте есть только опция мгновенного гугловского перевода, но такие переведенные страницы не индексируются поисковиками, то есть фактически они не существуют, не говоря уже о качестве такого перевода. Это позорно, я считаю. Есть другие неплохие туристические сайты, но проблема в том, что мало сделать сайт и наполнить информацией, его надо еще поддерживать, обновлять, продвигать. Этой работой у нас никто не занимается.

Есть другие относительно недорогие для бюджета средства рекламы в интернете. Например, размещать платную информацию о Бурятии на различных крупных мировых и региональных туристических сайтах. Республика могла бы просто приглашать к себе известных мировых блоггеров, инстаграмщиков. Это относительно небольшие деньги, но эффект может быть великолепным. Говорить об этом можно долго, это обширный очень пласт.


Уважаемые читатели, все комментарии, не соответствующие действующему законодательству, контенту сайта (в том числе наличие каких-либо ссылок) и элементарным нормам культурного поведения удаляются автоматически.
Социальные комментарии Cackle

Читают сейчас

В Бурятии на дальневосточную субсидию строят дома культуры
«Результаты за год впечатляют», - оценили общественники
В Бурятии подорожал «Оливье»
Стоимость продуктов для главного новогоднего салата выросла на 11%
Глава Бурятии: «Ведём переговоры по поставкам баранины»
Алексей Цыденов с рабочим визитом посетил Хоринский район
В Улан-Удэ объявлен аукцион на строительство моста через Уду
Начальная стоимость торгов на третий мост – 7,5 миллиарда рублей
В Бурятии за год построили и отремонтировали 16 спортивных объектов
Вячеслав Дамдинцурунов рассказал, что изменилось в сфере спорта за год после вхождения республики в ДФО
В Бурятии ввели в строй пятую солнечную электростанцию
Новая солнечная электростанция открылась в Хоринском районе
В Бурятии создадут новое предприятие по производству зерна
Глава Бурятии на Дне инвестора подписал соглашения с тремя компаниями


В Улан-Удэ реконструируют комбинат школьного питания
На реконструкцию выделено почти 300 миллионов рублей
Улан-Удэнский авиазавод станет участником Дней Дальнего Востока в Москве
Улан-Удэнский авиационный завод впервые станет участником федерального фестиваля «Дни Дальнего Востока в Москве»
В Улан-Удэ обещают отремонтировать самые разбитые дороги
В 2020 году объёмы ремонта дорог в Улан-Удэ увеличатся вдвое
На трассе «Байкал» отремонтировали шесть мостов
После капитального ремонта сданы в эксплуатацию шесть мостов
Для жителей севера Бурятии установят льготный тариф на ЖКХ
В северных районах Бурятии решили ввести два тарифа
Загрузка...
^