Журнал о путешествиях по России Strana.ru опубликовал интервью с «личным фотографом Байкала» из Бурятии Сергеем Шитиковым
- Сергей, вы не раз возвращались в места, где уже снимали. Не надоедает работать с одними и теми же, пусть и красивыми, видами?
- В зависимости от обстоятельств и от издания, над которым работаю, я выезжаю в экспедиции по Байкалу от двух-трёх раз в месяц до одного-два раз в год. Но рутиной назвать такие поездки никак не могу. Может, внешне я и остаюсь спокойным, но внутри — такой кайф, покруче всяких экстази! Как бы банально это ни звучало, но человеческой жизни не хватит, чтобы фотографически исчерпать тему Байкала. Даже если объект съёмки один и тот же, всё равно он каждый раз другой. Меняются сезоны, меняется свет, меняется твоё собственное состояние. Кроме того, даже я, почти тридцать лет путешествующий по Байкалу, был далеко не везде — надо же понимать, какие здесь расстояния и как тяжело попасть в некоторые места. Очень хочется побывать в «Песчанке» — это местность на иркутском берегу в средней его части. Там отличное сочетание огромных скал и золотых пляжей…
- Иркутская область и Бурятия вечно соперничают: где Байкал красивее, где удобнее отдыхать, где природа до сих пор заповедная. Вам, как фотографу, где интереснее?
- Иркутский берег в среднем более гористый, бурятский — более пологий и уютный. В этом нет ни плюсов, ни минусов. Мне нравится везде, где нет человека. А таких мест на западном, иркутском берегу, пожалуй, больше — из-за его гористости. Но зато в доступных человеку местах с иркутской стороны — просто ужас. Народу и сопутствующей людям грязи — навалом. Могу назвать три зоны, которые мне больше всего по душе — это Чивыркуйский залив в Бурятии, Ольхон в Иркутской области и Северный Байкал.
- За тридцать лет, что вы снимаете Байкал, что изменилось?
- Грязь и ещё раз грязь. 99 процентов этой грязи развели в последние годы наши же соотечественники. Из них примерно 80 процентов — иркутяне, 18 — жители Бурятии, не потому, что они культурнее, а потому, что их просто меньше. И один процент — все остальные. Циничное и бездумное захламление Байкала задевает и меня, и всех, кто действительно любит природу. Думаю, что Адама с Евой изгнали из рая именно за то, что они гадили где ни попадя. Как бы и всех нас не изгнали с Земли.
- Вы долго жили в Москве и Петербурге, но всё-таки вернулись в родной Улан-Удэ. Из-за того, что Байкал под боком?
- Дело в природе как таковой. В Бурятии она хороша не только на Байкале. А в Москве я зверски соскучился просто по соснам. Я вообще пришёл к выводу, что большой город противоестественен для человека. Город размером с Улан-Удэ — самый нормальный для жизни. Есть все блага цивилизации и в то же время — кругом природа, до неё рукой подать. Те, для кого города вроде Москвы или Петербурга — родные, не могут объективно их оценить. А если объективно — это очень плохие города. Питер — немного получше Москвы. Образно говоря, если «Париж стоит мессы», то Москва точно её не стоит.
- Насколько мне известно, по образованию вы художник. Писали байкальские пейзажи?
- Никогда, несмотря на то, что почти десять лет в 1970-е годы работал непосредственно по профессии — художником-оформителем. Дело в том, что когда я в первый раз попал на Байкал, я уже видел окружающий мир только через объектив. До Байкала я писал пейзажи, но, попав сюда с фотоаппаратом, понял, что кистью то, что я вижу, я не смогу передать так же живо, как фотографией. На полотне я уже буду воспроизводить картинку по памяти, она будет ускользать. А на Байкале окружающее пространство прекрасно настолько, что нужно поймать одну секунду, когда оно становится ещё прекраснее. Поэтому после того, как я впервые побывал на Байкале, я не написал ни одного пейзажа. И пока не собираюсь.
- Если посчитать все снимки, которые вы сделали на Байкале, сколько наберётся?
- Во времена дефицита хорошей плёнки я снимал экономно. Одна-две тысячи кадров в год. С переходом на цифру — в десять раз больше. Итоговая сумма — от ста до двухсот тысяч кадров за 27 лет съёмок на Байкале. Этих фото хватило бы на восемь-десять альбомов. Впрочем, если делать их с разными концепциями, то в два раза больше. Пока удалось выпустить четыре альбома и сделать несколько специализированных выставок, посвящённых Байкалу.
- И в чём главная сложность байкальских съёмок?
- Думаю, сложность и особенность только одна: из-за того, что вокруг очень красиво, снимаешь даже слишком много, не останавливаясь. Раньше из-за такого режима нон-стоп не хватало плёнки, сейчас — заряда аккумуляторов. При этом ни на что другое, кроме съёмки, не остаётся времени: ни на отдых, ни на спокойное созерцание, ни на рыбалку. А выдохнуть и отложить камеру в таких местах бывает крайне полезно.
- Отдельная тема — съёмки животных. Насколько сложно их поймать в объектив в заповедных местах Байкала?
- В отличие от африканских заповедников, где лев может спокойно гулять по вашей машине, наша живность очень пуглива и скрытна. Чтобы хорошо снимать нашу фауну, надо на это профессионально затачиваться, то есть стать фотоанималистом. Либо быть каким-то особым везунчиком, на которого выбегают звери и позируют ему. Я, увы, не из таких. Поэтому в моём активе из фауны пока только нерпа, которую я снимаю из скрадка — этакой засады поближе к лежбищам нерп. Нерпы, несмотря на свою кажущуюся лень и размеренность, очень шустрые и очень пугливые. Их может спугнуть даже яркий цвет в одежде, не говоря уже о шуме. Так что для того, чтобы сделать удачный кадр, нужно стать практически невидимкой и подстраиваться под их режим.
- Всех, кто на Байкале не бывал, настойчиво убеждают, что здесь некая особенная энергетика, которая просветляет, чуть ли не разрешает вопросы бытия. Эта фанатичная вера в ауру и энергетику Байкала имеет под собой разумное основание?
- Особое влияние Байкала на человека — не миф. Но оно действует не на всех и не всегда, а порой — не сразу. Например, меня он захватил только с третьего захода, через несколько лет после первого знакомства. И я не могу сказать, что все люди, живущие у Байкала — какие-то особо просветлённые. Нужна внутренняя готовность. В теме влияния Байкала на человека я бы вообще избегал использовать слова «просветление», «смысл жизни» и прочую лабуду. Фанатизм вокруг Байкала распространяется либо теми, кто это особое влияние реально на себе почувствовал, либо теми, кому это для чего-то нужно.
Сергей Шитиков: Жизни не хватит, чтобы фотографически исчерпать тему Байкала
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.
Читают сейчас
Происшествия, 11.12.2024
В момент аварии водитель находился за рулём в состоянии наркотического опьянения