- Всё чаще и чаще мы сталкиваемся со случаями, когда религиозные экстремисты, оказавшись в местах заключения, разворачивают пропаганду среди сокамерников, тем самым беспрепятственно вербуя себе сторонников, зачастую даже с большим успехом, чем на свободе, - сообщил руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов.
В качестве примера он привёл случай в исправительной колонии № 2 Ульяновской области. Здесь Валерий Ильмендеев, этнический чуваш, принявший ещё на свободе ислам ваххабитского толка, вступил в ряды «Ульяновского джамаата», за что и был осуждён в том числе по ст.282 УК РФ в 2006 году.
- Однако, оказавшись в колонии, Ильмендеев тут же развернул агитацию среди заключенных и фактически превратил место отбытия наказания в своеобразный вербовочный лагерь. В молельной комнате колонии он без особого труда вел лекции среди уголовников, давал слушать через аудиоплееры проповеди Саида Бурятского, смотреть видеоролики «Имарата Кавказ», распространял ваххабитскую литературу, - рассказал Раис Сулейманов.
По его информации, у «джамаата» хранился даже свой флаг, имелась «байтулмал» - казна, которая пополнялась деньгами, в том числе с «воли».
Колония превратилась в своеобразный пункт по идеологической вербовке новых членов «Имарата Кавказ», причем литература, аудио- и видеопродукция поступала из-за пределов колонии.
После обнаружения ячейки на территории колонии принимались меры по ограничению пагубного влияния, для чего Ильмендеев был этапирован в Мурманскую область, где вскоре развернул свою пропагандистскую деятельность среди заключённых, а в Ульяновской области его деятельность продолжил Рамис Ахмеджанов, выполняя функции «амира». В настоящее время силами МВД совместно с ФСБ и УФСИН ведется расследование дела о создании «тюремного джамаата», сообщил исламовед.
Популярность идеологии исламского фундаментализма в уголовной среде Раис Сулейманов объясняет тем, что ваххабизм отвергает социальную иерархию тюремного сообщества: «для ваххабитов нет «мужиков», «фраеров», «блатных» и даже «петухов» - все они «братья», сообщает «Интерфакс-Религия».