15 процентов опрошенных намерены судиться со страховыми компаниями. Финансовый университет при правительстве РФ провел исследование в 79 городах России с населением более 250 тысяч человек, посвященное оценке отношений граждан с финансовыми компаниями - банками и страховщиками, сообщает «РГ».
Наибольшая доля тех, кто хотел бы обратиться в суды, приходится на пользователей кредитных карт, получателей кредитов, а также покупателей полисов ОСАГО.
По словам руководителя исследования, проректора Финансового университета Алексея Зубца, чаще всего клиентов раздражают «зашитые» внутри платежей услуги «в нагрузку», например, при предоставлении автокредита - страхование жизни.
- Уловки раскрываются, когда заемщики вчитываются в условия договоров, многие не хотят переплачивать и пытаются оспорить условия, по которым брали кредит, - поясняет он.
Сильнее всего желание подать в суд на банкиров или страховщиков среди относительно молодых (30-40 лет) обладателей высшего и послевузовского образования, отличающихся высоким уровнем дохода. Эти люди пользуются более широким перечнем финансовых продуктов, а значит, чаще встречаются с несправедливостями на финансовом рынке. Им, кроме того, проще выявить неэтичное поведение финансовых компаний в силу более высокого уровня образования, они менее терпимы к нарушениям своих прав и могут отстоять их в судах.
С другой стороны, доля тех, кто хотел бы подать в суд на финансовые компании, достаточно высока и среди пожилых людей с невысоким уровнем дохода и образования.
- К сожалению, представители этой группы достаточно часто становятся жертвами агрессивных продаж невыгодных финансовых продуктов под давлением, или же жертвами прямого обмана, - добавляет Зубец.
В целом, делают вывод социологи, конфликтность финансовых рынков определяет уровень жизни. Чем он ниже в регионах, тем выше зона напряжения. Люди берут кредиты, не могут платить по долгам. Ситуацией умело пользуются адвокаты. Сейчас в этой индустрии достаточно предложений пересмотреть условия кредитов, доказать в судах недопустимые положения договоров о дезинформации клиентов.
- Готовность отстаивать свои права в судах говорит о росте юридической и финансовой культуры в обществе, - отмечает Зубец. Но она пока в России невелика.