Санкт-Петербургская коллекция искусства по праву считается одной из богатейших в мире, и такая выставка является уникальной возможностью для жителей города познакомиться с художественным наследием буддийской культуры, объединяющей целый ряд стран и регионов Азии, сообщает soyuz.by со ссылкой на пресс-службу Национального художественного музея Беларуси.
В рамках выставочного проекта в Минск приехало 170 произведений искусства буддизма: скульптура, живописные произведения (тангка), среди них – мандалы, изображения для астрологических ритуалов, ступы, ритуальные предметы, гау-реликварии, цаца из Тибета, Китая, Непала, Монголии, Бурятии и Бутана. Возраст экспонатов впечатляет: самые древние предметы датируются XII–XIII веками.
Центральным произведением выставки является скульптура Авалокитешвары, бодхисаттвы милосердия. Согласно легендам, именно под его покровительством здесь была создана особая духовная культура, а сам Тибет стал своего рода «обителью милосердия», центром буддийской культуры для всего мира. Буддизм начал распространяться в Тибете в VII веке и проникал сюда через Непал, Индию, Китай и Восточный Туркестан. Искусство этих регионов оказало значительное влияние на формирование художественных традиций Тибета – буддизм принёс новые представления о совершенной красоте божеств и строгие иконографические каноны изображений.
Скульптура, представленная на выставке, соответствует разрядам буддийского пантеона – учители, Будды, бодхисаттвы, женские божества, идамы, дхармапалы, дакини, локапалы, низшие божества. Для каждого разряда существует своя особая иконография. Помимо скульптуры, в экспозиции будут выставлены произведения тибетской буддийской живописи – тангка.
Тангка – это свиток, написанный минеральными красками на хлопчатобумажном полотне или шёлке, предварительно загрунтованном смесью из мела и клея. Их развешивали в храмах и домах, использовали в религиозных процессиях. Тангка писали по заказам – для выполнения определённого ритуала, в случае смерти члена семьи, при болезнях и несчастьях, а также в качестве подношения божеству. В соответствии с каноном, в тибетской живописи используются определенные композиции.
В настоящее время Тибет является автономным районом Китайской Народной Республики, и мастера до сих пор изготавливают буддийские памятники, следуя средневековым канонам.
Выставка продлится в Минске до 9 ноября, а после отправится в Гомель, где будет экспонироваться в Гомельском дворцово-парковом ансамбле до 22 января 2017 года.