Между тем, по их оценкам, сейчас на рынке действуют две тенденции – снижения популярности этого уникального ресурса у европейских туристов и повышения – у азиатских.
В 2015 году, по оценкам Сибирской Байкальской ассоциации туризма, на Байкал приедут на 35-45% меньше граждан европейских стран, чем год назад. Зато Юго-Восточная Азия даст прирост до 15-20%. И примерно на 25-35% увеличится спрос на Байкал со стороны россиян.
- В целом по итогам года мы прогнозируем увеличение турпотока, однако точно говорить о масштабах этого явления пока сложно – процессы изменений идут сразу в нескольких плоскостях. Граждане одних стран отказываются от путешествий на Байкал и в целом по России, других – напротив, проявляют больший интерес. Расширяется сезон отдыха на Байкале. Свой вклад вносят колебания курса валют, вместе с которыми колеблется и российский турпоток, выбирая между отдыхом за границей и в своей стране, - отмечает председатель Сибирской Байкальской ассоциации туризма Игорь Коваленко.
- Все негативные прогнозы относительно снижения спроса на туры по Байкалу со стороны европейцев и американцев сбылись, но они компенсированы за счет других рынков, - говорит директор туристической компании «Русский мир» Владимир Квашнин. – Мы ожидали спад до 50%. Уже в прошлом году стало существенно меньше американцев, а вот европейцы тогда в меньшей степени оказались подвержены истерии, либо побоялись финансовых потерь, связанных с отменой планов на поездку. Но у нас хорошо поехали туристы из Латинской Америки, с Тайваня. И россияне вносят свою лепту: раньше для наших сограждан отдых на Байкале был дорогим, сейчас, из-за высокого курса доллара, он становится более приемлемым по сравнению с поездками за рубеж.
Владимир Квашнин считает, что в нынешнем году часть американского турпотока может вернуться: «Негативная информация о России уже ушла с первых полос, в результате чего туристическая активность повышается». Между тем говорить об устойчивой тенденции пока рано: эксперт отмечает, что, несмотря на некоторое повышение интереса со стороны американских туристов, рынок по этому направлению все еще будет низким, и непонятно, когда вернется к показателям двухгодичной давности.
По словам Игоря Коваленко, произошло существенное – более 50% - снижение турпотока из Германии. А ведь прежде именно немцы занимали первое место среди интуристов, приезжающих на Байкал. Также сильно «просели» Швейцария и Япония.
Между тем уход одних игроков обернулся приходом других. По словам генерального директора туристической компании «Байкал-Комплекс» Юрия Немировского, граждане Китая (которые последние годы являются лидерами по числу посещений Байкала) еще в начале лета забронировали все недорогие средства размещения в Иркутске. По его мнению, китайское направление уже практически достигло потолка возможного роста и сейчас ограничивается вовсе не спросом, а дефицитом недорогих средств размещения и мест в чартерах. Резкий рост числа китайских туристов произошел в 2014 году, когда турпоток из этой страны увеличился более чем на 30%.
А вот новые гости Байкала – латиноамериканцы – напротив, отдают предпочтение комфортабельному отдыху.
- Туристы из стран Латинской Америки предпочитают размещение чуть выше классом (не ниже Марриотта), чем их соседи из Северной Америки, - отмечает Владимир Квашнин.
Также в числе новых туристов, только осваивающих Байкал, – жители Тайваня. И ожидается, что турпоток из этой страны будет расти.
Владимир Квашнин отмечает интересную тенденцию: жители теплых стран (те же бразильянцы) охотно едут на Байкал даже в холодное время года. «И им нравится!» - говорит он. Таким образом, создаются дополнительные условия для расширения сезона, - по сути, главного резерва увеличения турпотока на Байкал.
С мнением коллеги согласен генеральный директор «Туроператора Байкалов» Анатолий Казакевич: «По нашим наблюдениям, есть расширение сезона. И сегодня задачей всех туроператоров является увеличение загрузки туристской инфраструктуры в низкий сезон. Менее привержены сезонности китайские туристы, а также российские корпоративные клиенты, которые проводят на Байкале деловые или досуговые мероприятия. Плюс к этому – «непопсовые» туристы: люди, которые хотят посмотреть, как идет слом льда на озере весной, как выглядит Байкал в сезон золотой осени и т.д. Таких туристов становится год от года все больше, под них разрабатываются новые уникальные туры, это интересно всем – и им, и нам – организаторам этих туров».
По оценкам Анатолия Казакевича, итоговые цифры турпотока в 2015 году могут превысить показатели 2014 года на 15-20%. Но они будут достигнуты, в основном, за счет расширения сезона, а не увеличения нагрузки в традиционно привлекательные июль-август.
В пресс-службе туристической компании «Гранд Байкала» отмечают существенное изменение клиентской базы: если раньше большая доля турпотока формировалась за счет корпоративных клиентов и жителей стран Европы, то теперь по обеим категориям произошел резкий спад, который компенсируется азиатскими клиентами.
- Также мы отмечаем увеличение активности туристических компаний, которые не имеют собственных средств размещения на Байкале, - сообщили в пресс-службе.
По мнению Юрия Немировского, одной из тенденций нынешнего года станет увеличение числа самостоятельных туристов.
- Судя по числу бронирований по Букингу, многие российские туристы предпочитают самостоятельно организовывать свой отдых, минуя профессиональных операторов. Также увеличивается число корейцев и китайцев, обслуживанием которых будут заниматься нелегальные туроператоры – их сограждане, - констатирует Юрий Немировский.
По его словам, рост числа бронирований через Букинг составляет 20-30% по сравнению с прошлым годом, говорится в сообщении Сибирской Байкальской ассоциации туризма.