Судя по всему, говорят специалисты, в землю пытались захоронить мазут. Чёрное, вязкое месиво по цвету и запаху напоминает именно это вещество. Эксперты добавляют, ямы вырыты недавно и целенаправленно.
Одиннадцать могил два метра глубиной и столько же шириной до отказа наполнены химикатами, которые уже активно впитываются в почву. Скорее всего, это не чистый мазут, а его отработка, поясняет старший госинспектор Бурятии по охране природы Андрей Посохов.
Вероятнее всего, сдавать использованный мазут на переработку и тратить на это деньги преступники не пожелали. Пошли лёгким, но жестоким путём.
- Явно ямы готовились. И после этого произошла их консервация. Рядышком готовы еще две ямы для слива отходов, что запрещено законом об охране окружающей среды. Судя по объёмам, это довольно-таки крупное предприятие и так как воинская часть находится рядом, возможно, следы приведут туда, - сообщил инспектор.
Виновны ли военные или какая-то другая организация - предстоит выяснить природоохранной прокуратуре. Дело уже контролирует главный прокурор республики, а его помощники составили план действий. Уже сейчас ясно, лес очень сильно пострадал, впрочем, как и воздух, которым неприятно дышать.
- Ямы с веществом, похожим на мазут, расположены прямо у корней деревьев, многолетних сосен. Рядом расположена какая-то войсковая часть, какая - нам ещё предстоит выяснить в ходе проверки. Для того, чтобы определить границу ответственности и меры ответственности. Но, тем не менее, уже могу сказать, что природе причинён колоссальный ущерб, - заявила старший помощник Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Ирина Чистякова.
Класс опасности выброшенных в почву нефтепродуктов, определят эпидемиологи. Они сделали специальные замеры и взяли пробы. Результаты будут известны через пять суток.
Эксперты признаются, за долгие годы работы с таким незаконным полигоном сталкиваются впервые. Кроме того, есть реальная угроза попадания мазута в грунтовые воды, а там и до Селенги не далеко.
- Оно будет так и лежать, впитываться в почву. Затем это может попасть в грунтовые воды, попасть в Селенгу и, естественно, в артезианские скважины, которыми пользуются люди в частных подворьях, которые находятся ниже этой территории, - отметила врач отделения коммунальной гигиены центра гигиены и эпидемиологии по Бурятии Баирма Раднабазарова.
За такую выходку может грозить серьёзный штраф - до четверти миллиона. Впрочем, говорят специалисты, можно получить и реальный срок. Но если преступников не найдут, генеральной уборкой леса придётся заняться властям Тарбагатайского района, сообщает «Тивиком»