Среди местных жителей пещера пользуется особой популярностью. Именно они рассказывают туристам легенду о том, что когда-то в эту «бездонную яму» упал некий всадник вместе со своим конём. Что потом случилось с всадником, история умалчивает. Однако эта легенда имеет под собой некоторые основания – пещера расположена на равнинной поверхности тажеранского плато, вход в неё начинается сразу же восьмиметровым (глубоким для прибайкальских пещер) колодцем – так называют спелеологи вертикальный ход.
Под этим колодцем всегда было много костей домашних животных – коров, овец и т.д. Судя по всему, местные использовали ее как скотомогильник. Ведь в самой бухте Ая и по плато встречаются коши, в которых жили пастухи.
В конце 2004 года на плато работала большая исследовательская экспедиция клуба «Арабика». Работали тогда спелеологи сразу по нескольким объектам, расположенным на территории – пещеры Ая, Рядовая (их тогда удалось соединить в одну подземную систему) и Вологодского. В Вологодского, в частности, удалось очистить от глины узкий проход, который позволил продвинуться дальше по пещере. Честь сделать этот первопроход выпала спелеологу Дмитрию Грабовскому. Через несколько лет приняла «эстафету» дружественная команда из Словакии. Однако работа также не была завершена.
В 2010 году в Вологодского возобновилось исследовательское направление. Тогда, по словам руководителя иркутского клуба «Арабика» Алексея Трегубова, в небольшом составе экспедиции (половина которой были спелеологи-новички) удалось завершить работу предшественников по расчистке нового хода на этот раз уже от твердой породы. Благодаря этому в 2010 году был открыт уже на значительной глубине (около 35 м) грот «Морковка». «Название придумали сами новички-первопроходцы из-за своеобразной формы входа в грот – наклонного, заужающегося и переходящего в высокий уступ. Поэтому выбраться через него еще сложнее, чем попасть», – отмечает Алексей Трегубов.
В июле 2014-го очередная экспедиция арабиканцев снова принесла результаты – пройти удалось еще около 15 метров вглубь.
– Мы приняли решение продолжить работы, потому что сохранялась явная перспектива открыть новые части: строение пещеры представляет собой ярко выраженный субвертикальный разлом, местами закрытый завалом, по которому пещера уходит вглубь плато. Кроме того, сохранялась и тяга воздуха, которая свидетельствовала о новых объемах в пещере, закрытых от нас мраморными глыбами, – комментирует руководитель клуба.
Однако кроме первооткрытий, на этот раз ждал в Вологодского и другой сюрприз. В новой части были обнаружены кости и черепа хищных животных, рассказывает участник экспедиции Дмитрий Грабовский: «Четыре черепа хищников оказались в хорошей сохранности, состояние костей чуть хуже». Кроме хищников, было найдено много костей более мелких животных.
Парадокс этой находки заключается в том, что новая пещерная система была абсолютно изолирована с поверхностью – спелеологам потребовался не один год, чтобы спуститься сюда через основной вход.
Палеонтолог Алексей Клементьев (Институт земной коры СО РАН), с которым сотрудничает «Арабика», по фотоснимкам, сделанным нами, предположил, что животные являются сородичами лисы. Он отметил, что кости с научной точки зрения представляют интерес, более подробно определить их возраст и принадлежность можно будет уже с его участием в экспедиции. Мы поднимать материал пока не стали.
Кроме того, во время июльской экспедиции в пещере Вологодского были проведены радиометрические измерения. Предварительным заключением поделился арабиканец Василий Сычев, специалист в урановой геологии:
– Небылицы по поводу радиоактивности этой пещеры ходили давно, но мало кто воспринимал их всерьез. В этот раз мы решили проверить информацию. Во-первых, в фондах «Сосновгеологии» я поднял отчеты 60-х годов прошлого столетия (в то время в районе плато Ая проводились поисковые работы на уран), и обнаружил на геологических картах отчетов многочисленные урановые и ториевые аномалии с радиоактивностью от 80 до 200 мкр/ч (в непосредственной близости от пещеры). Это при том, что безопасный фон для человека составляет 38-40 мкр/ч. К примеру, в Иркутске он составляет 18-22 мкр/ч.
Основываясь на этих данных, решено было провести радиометрические измерения в самой пещере с помощью радиометра (СРП 68-01). Как отмечает Василий Сычев, результаты оказались весьма неожиданными: в отдельных местах максимальная радиоактивность составила 850 мкр/ч. «Конечно, в данном случае не исключена погрешность из-за экранирования (замкнутое пространство и т.д. и т.п.). Но даже с учетом этого фактора, истинная радиоактивность составит не менее 600 мкр/ч. Говоря простым языком – пещера фонит», – комментирует спелеолог.
В дальнейшем «Арабика» планирует сделать топографическую съемку Вологодского, а также отобрать пробы пород и глин пещеры для изучения их в лабораторных условиях. В перспективе радиометрические исследования будут проведены в других пещерах тажеранского участка, говорится в сообщении клуба «Арабика».