Команда проекта «Сохранение манула – сохранение степей Байкальского региона» провела очередной полевой выезд в Тугнуйский заказник и его окрестности. Они перезарядили ранее установленные фотоловушки и поставили новые. Камерам удалось поймать лису и несколько бородатых куропаток. Об этом сообщили в БУ «Бурприрода».
– Хотя градусник показывал −27°C, на солнышке было тепло. Пищух было немного: они грелись на солнце и пели в ответ на наш проход. Видели знакомую лису. Только в одном месте заметили довольно длинную цепочку следов манула. Фотоловушки работают отлично, но в самые морозы всё же отключаются, поэтому фото и видео мало. Радует обилие бородатой куропатки – она попала в объективы. Манулы не могут стабильно попадаться на ловушку, они не сидят на месте, не живут в одних и тех же убежищах. Кроме периодов выкармливания детенышей, когда они привязаны к гнездовому логову, – отметили в «Бурприроде».
Также специалисты рассказали о способах зимовки степных обитателей в суровые холода.
Манул, например, скрывается в убежищах, экономя тепло и силы. В этом ему помогают шубка и накопленные к зиме жировые запасы. Охотится он мало, да и ему тяжело передвигаться по снегу.
– Известно, что манул может потерять примерно до трети веса за зиму, но потом, к счастью, восстановиться, – сообщили в БУ «Бурприрода».
Сурки-тарбаганы и длиннохвостые суслики переживают неблагоприятный период в норах в длительной зимней спячке. При этом они глубоко снижают температуру тела и метаболизм, опираясь на жировые запасы и периодически кратковременно пробуждаясь.
Даурские пищухи не спят, они запасают кормовые растения (3-5 кг сена – именно поэтому пищух называют сеноставками). Они проводят большую часть времени внутри нор, но регулярно выходят погреться на солнышке. Интересно, что у их близких родственников – черногубых пищух, живущих на Тибетском плато, обнаружено существенное снижение метаболизма и активности в холода, у даурской пищухи эти вопросы пока ещё никто не исследовал, но сезонная физиологическая пластичность возможна.
Даурские хомячки и узкочерепные полёвки проводят время в норах и под снегом. Они тоже используют свои запасы кормов на зиму. Хомячки в самые сильные морозы или при голодании могут впасть в кратковременную спячку – на часы или несколько дней. При этом снижение обмена и температуры у них менее глубокое, чем у сурков и сусликов.
Снег, норы и запасы (включая внутренние жировые резервы) – ключевые «инструменты» выживания. Снежный покров и почва хорошо изолируют. В подснежном пространстве температура обычно выше и стабильнее, чем на открытом воздухе, а норы дополнительно сглаживают колебания.