Известный в Бурятии экономист и бывший советник главы РБ по экономическим вопросам Алдар Бадмаев высказался по поводу строительства третьего моста через Уду в столице республики. Его возводит компания ОАО «Хотьковский автомост».
Рабочие в последние годы то и дело жалуются на задержки зарплаты, а сама стройка основательно затянулась из-за недостатка финансирования. Завершить работы планируют в 2026 году, хотя изначально сдать объект обещали в 2024-ом.
Так вот, по мнению Алдара Бадмаева, всё происходящее – «логический результат реформ, которые проводятся в стране уже более трёх десятков лет».
- В принципе все это понимают, – написал он на своей странице во «ВКонтакте». – Раньше никто никогда бы не подпустил к строительству такого важного и сложного в техническом плане объекта малопонятную фирму. Это всё равно, что лечь на хирургический стол под скальпель уличного проходимца с левым дипломом. Но сейчас такое, к сожалению, рядовая практика.
Экономист напомнил, что во времена СССР существовали специализированные строительные организации – так называемые мостоотряды – с мощной материально-технической базой, обученным и опытным персоналом, специалистами всех уровней. Значимость их была во многом связано со стратегическим характером тех объектов, которые они возводили.
Бадмаев напомнил о том, что в Бурятии была организация «Мостоотряд № 34», которую знали не только в республике, но и далеко за её пределами.
- Но в силу ряда объективных (кризис 2008 года, налоговое законодательство РФ) и субъективных (ошибки руководства) причин организация попала в число банкротов. И хотя какая-то матбаза предприятия ещё существует и персонал есть, хотя многие разъехались кто куда в поисках денег, а кого-то уже и нет в живых, но реанимировать её ещё можно, по моему мнению, – подчеркнул Алдар Бадмаев.
Он добавил: если бы всё строительство переправы Уду отдали с самого начала отдали «Мостоотряду № 34», он смог был закрыть все свои старые долги перед налоговой и восстановить свою структуру, пусть и не полностью.
- Да, пришлось бы, наверное, пойти на некоторые ухищрения, зарегистрировать новую компанию. Но считаю, что надо было действовать тогда только таким образом. Тогда и мост был бы у нас уже в 2024-ом году и организацию бы вернули к жизни, – отметил экономист. – Сейчас, конечно, ещё есть какая-то возможность вернуться к этому сценарию. В любом случае он, наверное, лучше, чем то, что сейчас предлагается республике. Но для этого нужна, прежде всего, политическая воля руководства региона.
Третий мост через Уду – один из капиталоёмких объектов нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Сооружение будет четырёхполосным, а его пропускная способность составит 18 тысяч автомобилей в сутки. Переправу оборудуют камерами видеонаблюдения, противошумовыми экранами и подъёмниками. В ходе народного голосования для неё выбрали название «Талаан» (с бурятского – удача).