
- Поздравляю всех с таким значимым событием – возвращением бюста императрицы Екатерины II, которая утвердила институт Пандито Хамбо Лам. С тех пор буддийская религия обрела самостоятельность. Сейчас бюст вернулся на родину, хочу поблагодарить инициаторов за труд и подвижническую миссию, историческая справедливость восторжествовала! – поздравил Алексей Цыденов.

В год 255-летия учреждения института Пандито Хамбо ширээтэ лама Легцок Дарижапов выступил с инициативой о воссоздании бюста Екатерины Великой. Новую скульптуру создали архитектор, академик Российской академии художеств Вячеслав Бухаев и скульптор Матвей Макушкин.
Размеры бюста 500Х250,масса 15 кг. Работа основана на других прижизненных скульптурных изображениях императрицы. В целом на создание скульптуры ушло около полугода.
Как сообщал «Байкал-Daily», бюст императрицы вернулся в Бурятию осенью этого года. Улан-Удэ стал четвёртым городом, завершающим маршрут исторической реконструкции путешествия 1764 года по Московскому тракту из Санкт-Петербурга в Бурятию. Уже состоялись торжественные церемонии, посвящённые воссозданию скульптурного бюста Екатерины II, в Санкт- Петербурге, Москве, Екатеринбурге.

Лама также сообщил о ходе реставрационных работ в дацане:
- С 2011 года началась поэтапная реставрация дацана, на сегодняшний день выполнено около 30 процентов от всей работы, например, восстановлен пристрой. Сейчас руководство дацана участвует в конкурсе по линии минкультуры России, чтобы получить средства на реставрацию. Всего потребуется 109 миллионов рублей, - добавил он.

Вторая история, которая связывает хори-бурят с императорской семьей, - это визит в 1873 году в Анинский дацан великого князя Алексея Александровича, четвёртого сына императора Александра II, брата императора Александра III. Согласно протоколу, великий князь должен был находиться в дацане определённое время. Но когда перед ним раздвинули тяжёлые шторы западного алтаря Цогчен дугана, и он увидел там портреты императоров России, в том числе и своего отца, князь растрогался до глубины души и остался на целые сутки.
Тот визит великого князя стал первым приездом царской особы на территорию Бурятии. После отъезда высокого гостя ширэтэ лама Анинского дацана испросил позволение на возведение на месте юрты, в которой останавливался Алексей Александрович, Дворца Белой Тары. Белая Тара – это буддийское божество, воплощением которого на земле российские буддисты признали в 1766 году Елизавету Петровну, Екатерину II, а вслед за ними признавали и всех императоров и императриц Российского государства. Эта традиция продолжалась до 1917 года.