В Баргузинском районе Бурятии назревают народные волнения. Толчком к ним послужили события 17 сентября в районе местности Буртуй и кордона «Монахово».
Местных жителей, по их словам, избила «антибраконьерская» оперативная группа «Баргузин» «Заповедного Подлеморья», возглавляемая своим руководителем Артуром Мурзахановым. Представитель уполномоченного по правам человека в Баргузинском районе Галина Арсеньева рассказала «Байкал-Daily» о произошедшем и подоплёке истории.
- Какова версия местных жителей о событиях того дня?
- Версия местных жителей: Мурзаханов лично и люди из группы избили задержанных совершенно без вины. Гражданин Падзик и гражданин Чабаев просто поехали на берег Байкала в сторону Монахово. С целью посмотреть, не рыбачит ли кто. Не было у них ни сетей, ни лодок, ни рыбы. Проезжали мимо кордона. Почему-то вдруг инспектора решили, что эти люди хотят совершить нападение.
Как можно сделать нападение на кордон двум невооруженным, когда у них стоят тепловизоры, видеокамеры, бегает огромная стая охраняющих собак?
Их начали преследовать. Догнали, перекрыли дорогу. Остановили машину. Силой, чуть ли не выбив окно, заставили открыть. Бросили людей на землю, надели наручники, начали усиленно избивать.
Мимо проезжала машина. В ней находились пять молодых людей, ехавших из Курбулика в посёлок Усть-Баргузин. Двоим, братьям Рябковым, надели наручники. Остальных, в том числе двух девушек, уложили лицом па капот. Рябков стал возмущаться. Ему по голове Мурзаханов стукнул пистолетом, сказав при этом: «Молчи, пристрелю».
Произошло всё часов в 10 вечера в местности Буртуй. Это в пределах 2-4 км от Монахово. Оттуда их увезли на кордон «Монахово». Вторую машину отпустили. Уехавшие сообщили о произошедшем в полицию.
Паздик рассказывает, что практически до 2-3 часов ночи они с Чабаевым были прикованы наручниками к турнику на базе. Это вообще как называется?
Приехала полиция, освободили их. Начали писать заявления, проходить медицинское освидетельствование.
У нас есть видеосюжет небольшой, как вёл себя Мурзаханов в тот день. Он заявляет: «Не подпускайте их близко к себе, если что, валите, пусть рука ваша не дрогнет!».
- Насколько сильно пострадали люди?
- Одного из потерпевших, 50-летнего мужчину, избили так, что у него после снимка на МРТ в республиканской больнице было подозрение на инфаркт мозга. Это разбитые сосуды в головном мозге. Но пока исключили.
25 числа я поехала в Баргузин в больницу. Попросила Паздика поднять куртку. Через 8 дней после перенесённых побоев я увидела такое. Спина была черно-сине-зелёно-фиолетового цвета, особенно в области поясницы. Он и пишет в своем заявлении, что Мурзаханов усиленно пинал его по почкам лежащего в наручниках на земле. Он пролежал в больнице 4 недели. И сегодня ещё находится на излечении.
А вот у второго парня, 27 лет, после этой травмы черепно-мозговой и сотрясения развивается киста перегородки головного мозга. Он был избит так, что наблюдалось нарушение координации. Я стесняюсь спросить, как нужно бить людей, чтобы они оказались в таком состоянии?
- И это единственная жалоба на руководителя оперативной группы «Баргузин»?
- И раньше были такие прецеденты. После 17 сентября люди подали 8 заявлений. Есть некий гражданин, которого летом 2016 года Мурзаханов избил до такого состояния, что он тоже почти месяц в больнице пролежал. Как написано в заявлении, Мурзаханов душил его, заставлял есть сырую рыбу. Я вообще в шоке!
До сегодняшнего дня человек лечится. Как его родственники говорят, у него стала невнятная замедленная речь. И всё сошло с рук, потому что человек боялся писать заявление.
Процитирую часть его объяснения, которые он давал в следственном комитете: «Я сказал, что напишу на них заявление. Артур Мурзаханов сказал, что при следующей встрече на воде утопит, и никто не заметит».
В прошлом году чуть не утопили одного парня – при преследовании перевернули лодку сотрудники группы. В наручниках держали пять-семь часов другого местного жителя, у которого руки его онемели и были все в кровоподтёках от обручей.
- Но ведь в СМИ подается совсем иная версия о событиях того дня?
- На воре шапка когда загорела после этих всех событий, Овдин (директор «Заповедного Подлеморья» - ред.) очень активизировался. Быстро организовал на территории парка межведомственную комиссию. Информация подаётся кривобокая. Они активизировались в защиту себя.
Ясно в заявлениях указано, что бил, пинал, колотил, пистолетом стучал по голове Мурзаханов. Возбудили уголовное дело в отношении «неустановленных лиц». Не установятся лица – дело закроют. Беспредел будет продолжаться.
Когда люди пошли на риск писать заявления, начали придумывать и в прессе писать, что 17-го якобы была попытка нападения на кордон. Это чистое сочинение не имеющих место быть фактов.
Овдин позвонил министру природных ресурсов России Донскому, сказав, что якобы совершена попытка нападения. Поверив информации, Сергей Донской написал обращение министру МВД Колокольцеву, генпрокурору Чайке с просьбой защиты инспекторам «Заповедного Подлеморья». Сюда в МВД и прокуратуру Бурятии пришли грозные письма, требующие оказывать содействие тем, кто фактически избивает людей.
Более того, когда люди попали в больницу в тяжёлом состоянии, Мурзаханов пишет, что они врезались в берёзу, разбили машину и травмировались. Я сделала запрос в полицию: ДТП в этот день не только в национальном парке, но и в целом районе не было. Один из сотрудников полиции документально подтвердил, что машина находилась 17 сентября на кордоне и была целая.
Руководство «Заповедного Подлеморья» стало подавать в следственное управление, прокуратуру информацию на людей, которые подали заявления. Которые ранее: в 2012, 2013, 2014 году - совершили административные правонарушения - ловлю рыбы. Но они были за это наказаны. Они заплатили штрафы, у них изъяли орудия ловли – сети, вездеходы. Но бить-то кто разрешил?
- Кто такой Артур Мурзаханов и давно он возглавляет «антибраконьерскую» группу в национальном парке?
- Мурзаханов Артур появился в нашем муниципальном образовании где-то в апреле-мае 2015 года. Последнее его пристанище перед появлением здесь в 2013-2014 годы – госинспектор Островного лесничества Прибайкальского национального парка острова Ольхон.
Есть такая статья «Ольхон раздора» от 21 марта 2014 года. Здесь написано «Основной причиной столь радикального предложения жители называют самоуправство госинспектора Прибайкальского национального парка Артура Мурзаханова, который, не имея официальных полномочий, установил на острове свои порядки, ущемляя права и интересы местных жителей».
«Выселен» Мурзаханов с Ольхона только после обращения к министру природных ресурсов Донскому и Путину. 458 человек подписали обращение против него.
- И история национального парка на Ольхоне продолжилась в Бурятии?
- Этим он продолжает заниматься и здесь. Оказывает давление, унижает людей. Увольняются местные, принимает своих близких. На сегодняшний день работает он, его сын, его жена, приехала подруга его сына.
Считает себя основателем спецназа в нацпарке. Говорит о том, и это, видимо, очень нравится Овдину, что они – личная гвардия директора.
Он использует такую экипировку в одежде: в масках, как будто они какие-то разведчики. В таком состоянии порой бывают на работе и встречаются с людьми в национальном парке. Это место особо посещаемое.
Кто позволил сегодня на автомобилях, принадлежащих федеральному государственному бюджетному учреждению «Заповедное Подлеморье» разметить символику – летучую мышь? Это что, хотят навести страх?
- Что вы предпринимаете, чтобы выразить позицию местных жителей?
- Меня принял Наговицын, я была на приёме у прокурора Петрова, у Кудинова, министра внутренних дел. Меня приняла (первый зам руководителя СУ СКР по Бурятии – ред.) Николаева. Я была на приёме у главного инспектора МВД России Игоря Романовского. Однозначное мнение всех, у кого я была таково: каков бы ни был браконьер, как бы он не попался, бить его никому не дозволено. Более того, до состояния, что люди более месяца находятся на стационарном излечении.
- Чего хотят «жители» национального парка и поселения Усть-Баргузин?
- Население требует возбудить уголовное дело против Мурзаханова и «выселить» его с нашей территории. И строго наказать за укрывательство Овдина. Народ готов ехать на прямой эфир в Москву и дальше выходить вплоть до Путина, чтобы рассказать об этом произволе. У нас покоя не будет, пока будет здесь находиться Мурзаханов со своей группой.