Летом туристы устремляются на Байкал. Едут на Малое Море. Там дорога хотя и ухабистая местами, но все же ровная, степная. Особых ДТП нет. Другое дело трасса М-55, по которой поток машин движется на юг озера – в Байкальск, Слюдянку, а также на популярный курорт Аршан и в Улан-Удэ. Движение в этом направлении напряженнее, плотность машин выкая. И опасностей здесь подстерегает больше – один Култукский серпантин чего стоит!
Интенсивность движения на этой трассе в среднем доходит до трех тысяч автомобилей в сутки. Только с начала года на этом участке было ??? аварий. Бьются фуры, легковушки, мотоциклы. Не раз бывали смертельные случаи, дорога имеет 4-й класс сложности из-за резких спусков и поворотов. Водители торопятся и обгоняют даже после запрещающего знака. По трассе официально можно гнать под 100 км в час, однако на сложных участках есть ограничение и до 50 км.
Трасса проходит в отрогах хребта Хамар-Дабан. Первый перевал протяженностью 61 км начинается на 30-м км трассы М-55 и заканчивается на 91-м. Второй короче - всего 7 км, начинается на 91-м км и заканчивается на 98-м. В основном дорога заасфальтирована, ширина проезжей части 7 м, но встречаются отрезки пути с цементобетонным и щебеночным покрытием.
Только до Култука насчитывается с десяток опасных участков. Особенно сложный, со спуском и поворотами, проходит с 30-го по 41-й км. Не зря в народе подъем называют Веселой горой. Сотрудники ГИБДД уже знают: если случилась авария на Култукском тракте, то, скорее всего, именно там. Так, год назад на 30-м км перевернулась фура. Водитель «Мана» съехал в кювет на резком повороте. В результате весь груз с прицепа, а это 4 экскаватора, мини-каток и легковое авто Nissan, опрокинулись на грузовик. Дальнобойщик погиб на месте.
Вообще для фур этот тракт очень сложный – дорога узкая и часто при входе в поворот зад прицепа выходит на встречную полосу. Велика вероятность, что зацепит «подрезающую» иномарку. А если хотя бы одна фура встанет на подъеме, то все движение автоматически перекрывается.
На автомобильных форумах люди часто обсуждают эту трассу.
«Кому интересно, то сейчас дорога почти отличная. Всего 5 участков, где надо притормаживать: на самом верху Култукского серпантина - там ямы; перед Ангасолкой - неровный асфальт; и на мосту через реку Быструю» - пишет пользователь Ирина.
Управление автомагистрали «Прибайкалье» сообщает, что после проверки качества дороги было решено установить барьерное ограждение на участке 49 – 54-й км, который в народе называют Тещиным языком.
- Здесь недопустимые даже для дороги 4-й технической категории радиусы поворотов. Это самый аварийно-опасный участок, - сообщили в пресс-службе ведомства.
Реконструкцию наметили на 2017 год. Обещают, что к 2020 году Тещин язык ликвидируют совсем.