За три дня в Бурятии зарегистрировано 45 преступлений, совершённых с использованием IT-технологий, из них - 9 краж с банковских счетов, 21 кибермошенничество, 14 взломов аккаунтов на портале госуслуг. Об этом сообщили в МВД по Бурятии.
В общей сложности жители региона потеряли 612 тысяч рублей. Обмануты жители Улан-Удэ, Джидинского, Заиграевского, Закаменского, Иволгинского, Кижингинского, Мухоршибирского, Прибайкальского, Селенгинского, Тарбагатайского районов.
Так, жертвой мошенников стала девушка из Улан-Удэ, студентка колледжа. Днём ей позвонили с незнакомого номера. Звонивший представился сотрудником учебного заведения и попросил продиктовать код - якобы для подтверждения доступа к личному кабинету. Девушка, решив, что речь идёт об электронном дневнике, сообщила код из пришедшего смс.
Вскоре поступил второй звонок с другого незнакомого номера. Женщина сообщила, что аккаунт девушки на портале госуслуг взломан, и все документы похищены. Она предупредила о следующем звонке и необходимости на него ответить.
Через несколько минут позвонил мужчина, представившийся сотрудником департамента финансового контроля. Он подтвердил информацию о взломе и прислал в мессенджере скан удостоверения, чтобы подтвердить свою «легитимность».
Затем он спросил, рассказывала ли девушка кому-либо о взломе. Получив отрицательный ответ, он сообщил, что вскоре ей позвонит следователь по делу. После этого разговор закончился.
Вскоре в мессенджере поступил видеозвонок от человека, представившегося следователем. Он показал удостоверение, включил камеру, находясь в офисе, и сообщил, что от имени её отца якобы пытались перевести деньги для спонсирования вооружённых сил противника, что является уголовным преступлением. Он потребовал сохранять всё в тайне и попросил прислать фотографию места хранения семейных сбережений, чтобы «зафиксировать доказательства».
Она выполнила просьбу и отправила фотографию денег.
Мошенник сообщил, что деньги нужно изъять из дома, обменять доллары на рубли и внести на «специальную ячейку» через банкомат. Он дал подробные инструкции, включая необходимость приехать в банк утром следующего дня, и настоятельно просил удалить все звонки и переписку, чтобы родители ничего не заподозрили.
Студентка сказала родителям, что плохо себя чувствует и не пойдёт в колледж. Утром, пока мамы и папы не было дома, она взяла 100 тысяч рублей и 3 тысячи долларов и отправилась выполнять указания.
По прибытии в указанный банк оказалось, что он ещё не работает. Собеседник направил её в другой банк, где она обменяла 1 500 долларов на рубли. Затем — в третий банк, где обменяла оставшиеся 1 500 долларов. После этого ей велели приобрести новый смартфон. Девушка купила телефон и скачала поддельное приложение, якобы принадлежащее Центральному банку.
Вскоре ей прислали ссылку на «виртуальную ячейку» с привязанной картой и пин-кодом. Ей велели внести на неё сначала 190 тысяч рублей, а затем — ещё 138 тысяч рублей через банкоматы. Все операции она выполнила, отправляя подтверждающие чеки собеседнику.
После ей сообщили, что деньги временно заблокированы в рамках якобы уголовного дела и снять их невозможно. Вместо этого обещали доставить наличные домой через «федерального курьера», которому нужно будет передать купленный телефон.
На следующий день девушка обнаружила, что собеседник перестал отвечать, удалил переписку и заблокировал её в мессенджере.