За сутки в Бурятии зарегистрировано 24 преступления, совершённых с использованием IT-технологий, из которых – 18 кибермошенничеств, 3 кражи с банковского счёта, 3 взлома аккаунтов на портале госуслуг. Об этом сообщили в МВД по Бурятии.
В общей сложности жители региона потеряли 2,8 млн рублей. На обманные уловки попались жители Улан-Удэ, Иволгинского, Закаменского, Кабанского, Мухоршибирского, Селенгинского. Тункинского районов.
Так, 22 сентября в полицию в Закаменском районе поступило заявление от местной жительницы. Она сообщила, что с 22 августа по 22 сентября мошенники выманили у неё более 1 млн рублей.
По словам женщины, всё началось со звонка с незнакомого номера на её мобильный телефон. Звонивший представился сотрудником крупного интернет-магазина и сообщил о поступившей на её имя посылке. Для подтверждения получения он попросил продиктовать код из смс-сообщения, якобы содержащего номер заказа. Женщина сообщила запрошенные цифры.
Через несколько минут ей пришло смс-уведомление якобы о подписании доверенности в личном кабинете портала госуслуг. В смс было рекомендовано связаться со службой поддержки в случае несанкционированных действий.
Женщина немедленно перезвонила по указанному номеру, где ей ответила очередная мошенница. Она заявила об оформлении от имени жительницы Бурятии доверенности на третье лицо, находящееся в розыске и имеющее статус иноагента. Собеседница пошагово помогла женщине войти в личный кабинет, после чего заявила о серьёзности ситуации и необходимости срочных действий.
Затем поступил новый звонок. На этот раз мужчина представился сотрудником спецслужбы и заявил, что берёт ситуацию под личный контроль. Он сообщил, что вопросом займётся его коллега, старший инспектор по финансовому мониторингу, ответственный за переактивацию лицевого счёта.
Вскоре с жертвой связался этот мужчина, и их разговор продолжался около четырёх часов. Он успокаивал женщину, заверял в защите государства и обещал помочь решить все проблемы.
В течение месяца женщина поддерживала связь с мошенником через видеосвязь, мессенджеры и смс. Ей сообщили об оформлении на её имя трёх кредитов по 300 тысяч рублей каждый и необходимости их погашения для «переактивации счёта». Следуя указаниям, женщина занимала деньги у знакомых и вносила их на указанную карту через банкомат, используя специальный «защищённый канал». Она фотографировала процесс, описывала свои действия, прикладывала телефон с изображением карты к терминалу, вводила ПИН-код и загружала купюры — трижды по 300 тысяч рублей. Позже ей сообщили о необходимости уплаты налога в 177 тысяч рублей. Она снова заняла деньги и отправила их тем же способом.
Мошенник обещал, что вскоре приедет региональный представитель «Росфинмониторинга» с кассовым ордером, и вместе они отправятся в банк для возврата всех средств. Позже он сообщил, что представитель уже на месте, и даже организовал видеозвонок, но камеры были выключены, слышны были только голоса.
На следующий день ей сообщили, что «представитель» заболел и находится в больнице. Потерпевшая позвонила в местную больницу, где ей сообщили, что такого пациента нет. Когда она сказала об этом «инспектору», тот ответил, что сотрудник «Росфинмониторинга» — госслужащий, и поэтому лежит под другой фамилией.
Спустя некоторое время он сообщил о проблемах со счетами уже мужа женщины и потребовал перевести дополнительные средства по той же схеме. На этот раз женщина отказалась, так как её супруг не согласился участвовать в операции. После этого тон общения резко изменился, звонки прекратились, приходили лишь короткие смс-сообщения. Мошенник регулярно менял аккаунты, но продолжал ежедневно писать в мессенджере. Женщина поняла, что стала жертвой мошенников.