Более 60% жителей Бурятии в 2025 году получали звонки от мошенников. По данным приложения Kaspersky Who Calls, 59% пользователей получали вызовы с неизвестных номеров с подозрением на мошенничество по обычной телефонной связи, 9% ― через мессенджер WhatsApp (принадлежит Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России). Данные предоставлены «Байкал-Daily» специалистами в области кибербезопасности «Лаборатории Касперского».
Телефонные аферисты всё также представляются сотрудниками правоохранительных органов, банков, «Госуслуг», специалистами по замене счётчиков или тех же домофонов. Однако в этом году мошенники также активно практикуют махинации с банковскими картами.
Схема называется NFC Gate: аферисты убеждают потенциальную жертву установить специальное приложение на телефон, после чего просят собеседника приложить свою банковскую карту к телефону и ввести пин-код. В результате вредоносное приложение считывает данные карты через NFC и передаёт их мошенникам. Им только остаётся подойти к любому банкомату, ввести пин-код и снять деньги со счёта.
- Сейчас мы видим, что этот тренд только развивается. Сначала он развивался в Европе, теперь он представляет угрозу для России и СНГ. Аферисты для применение этой схемы используют фишинговые сайты, такие как онлайн-магазины, криптобиржи и т.д. Если абстрагироваться от технологий, то прошлогодние мошеннические схемы всё также работают, - рассказал руководитель глобального центра исследований и анализа угроз «Лаборатории Касперского» Дмитрий Галов.
Отметим, в Иркутской области и Забайкальском крае звонки от телефонных аферистов получали 68% пользователей.
По России мошеннические звонки получали в среднем 64% пользователей. В 36 раз выросло число атакованных вирусом-трояном Mamont, который является самой массовой угрозой для Android в РФ. Суть схемы: злоумышленники заманивают жертву скачать вредоносное ПО или перейти на мошеннический сайт. К примеру, отправка вредоносного APK-файла через мессенджер под видом фотографии.
Эксперты ЛК советуют пользователям: чаще обновлять операционную систему, скачивать приложения и брать информацию из официальных источников, создавать сложные пароли, установить двухфакторную авторизацию. Основной совет – учиться киберграмотности.
- Ни одна технология не сможет защитить от того, что человек сам захочет перевести кому-то деньги, - отметил Дмитрий Галов.