Недавно в Высшей школе экономики провели крайне любопытное исследование, поставившее под сомнение успешную сдачу ОГЭ в ряде российских регионов, включая Бурятию. Его авторы поделились своими наблюдениями в официальной группе «Социальные науки в школе» в ВШЭ во «ВКонтакте». Итоги основного госэкзамена в некоторых субъектах РФ там назвали их абсурдными.
- Соседние регионы, близкие по уровню экономики, урбанизации, образованности населения, показывают очень разные результаты, – говорится в исследовании.
К примеру, в Татарстане 2,6% выпускников поставили «неуд» либо отправили на пересдачу. В соседних Ульяновской области и Башкирии таковых – по 9%. В Чечне – 1,4%, а в граничащем с ней Дагестане – уже 19%. В ВШЭ считают, что причина тому – тотальное списывание на ОГЭ.
В Высшей школе экономики напомнили, как вообще устроены экзамены у девятиклассников. Их сдают в конце мая – начале июня. Те, кто «завалил» один-два предмета, имеют право на две пересдачи. Первая проходит летом, в так называемые резервные дни, вторая – в сентябре.
Ученики, не справившиеся с ОГЭ в «запасные» дни или не сдавшие три-четыре дисциплины, могут попытать счастья в сентябре.
- Соответственно, те, кто сдал экзамены сразу или в резервные дни, получат аттестат летом. Те, кто в сентябре – осенью. При успешной пересдаче дети получают аттестат за 9 класс, – подчеркнули в ВШЭ.
Школы тем временем готовят и сдают статистические своды. Они формируются к концу первого осеннего месяца. В сводах есть раздел о сдаче ГИА (ЕГЭ и ОГЭ), где указывают число допущенных к нему, сдававших и несдавших, а также получивших аттестат с 1 по 30 сентября и в IV квартале прошлого года.
Допущенных к ОГЭ делят на три категории – тех, кто сдал всё вовремя и получил аттестат летом, кто смог сделать это осенью и, собственно, провалившихся.
В зависимости от количества вторых и третьих у регионов вырисовывается несколько чётких стратегий к самому процессу ОГЭ. Их в зависимости от этого поделили на четыре группы. В первую – «потёмкинцы» – включили субъекты, где самая экстремально низкая доля и тех, кто сдал экзамен на пересдаче, и тех, кто завалил его. Это Оренбургская, Чечня, Ставропольский края, Ленинградская, Нижегородская, Астраханская области, Карачаево-Черкессия и Бурятия.
- Доля аттестатов в этих регионах после пересдачи не превышает 2,5%, а доля несдавших – 1,5%. Списывание там и на первом, и на втором этапе либо проходит организованно, либо на него очень сильно закрывают глаза, – полагают в Высшей школе экономики.
Вторая группа – «спохватившиеся», где аттестат после пересдачи получают 30% детей и более, но доля «окончательно несдавших» относительно низкая. То есть, несмотря на то, что в первый раз экзамен не сдаёт огромная доля девятиклассников, на пересдаче большинство с ним чудесным образом справляется. В списке – Тыва, Чукотка, Севастополь, Чувашия, Марий Эл, Карелия, Курганская, Амурская и Смоленская области.
- Процесс понятен: на первом экзамене списывание или пресекается, или как минимум проходит спонтанно, без специальной помощи. На пересдачах чиновники и учителя спохватываются и стараются устроить так, чтобы большинство детей всё-таки окончили школу. Грустно, но это разумный подход – второгодник-девятиклассник не нужен никому, – отмечают магистранты Высшей школы экономики.
Третья категория – «выбросы», куда вошла Магаданская область и Алтайский край. Доля не сдавших ОГЭ там немногим меньше или даже выше, чем осенних аттестатов. По мнению авторов исследования, выпускники в этих субъектах просто не являются на экзамены для ещё одной попытки.
И, наконец, четвёртая группа – осторожные, или все остальные. Речь о регионах, которые аккуратно попустительствуют списыванию, удерживая долю пересдач и неудов в разумных пределах – примерно до 10%. Результаты под 10% выглядят более реалистичными, в 3-5% – менее.
- Вывод из всего этого простой – результаты ОГЭ ничего не говорят о знаниях детей. Они свидетельствуют только о том, насколько далеко регион готов зайти, чтобы показать себя успешным. Эдакий прокси-показатель энергии и организационных способностей чиновников. При этом субъекты с плохими результатами экзаменов оказываются просто очень честными и в этом смысле заслуживают скорее поощрения, чем порицания. То есть про Тыву и Магаданскую область мы в итоге хотя бы знаем, что там дела очень плохи – про остальных же не знаем ничего, – подытожили в ВШЭ.