И на него станут пускать, возможно, за целые сутки!
Менее трёх недель назад в Заиграевском районе Бурятии, в Ацагатской долине, отгремел юбилейный, XV фестиваль «Голос кочевников». Как и положено юбилейному, прошедший фест стал самым-самым: и по количеству зрителей (24 тысячи билетов, включая льготные, на финальный open-air), и по составу участников (47 музыкантов и групп со всей России, а также Казахстана, Японии, Монголии, США), и, наверное, по количеству положительных, нейтральных и отрицательных отзывов, эмоций, высказанных в соцсетях, сюжетах ТВ, публикациях и не только.
Организаторы уже работают над фестивалем 2026 года, а участники, зрители и даже те, кто на «Кочевнике-2025» не был (но, «сказать могут»!), продолжают обсуждать на разных площадках то, что происходило в Ацагате 11 и 12 июля.
Наталья Уланова, арт-директор и идейный вдохновитель фестиваля, рассказала «Байкал-Daily» об итогах, первых выводах и планах на 2026 год.
- Есть чувство, что удалось сделать всё, чтобы достойно провести фестиваль в 2025 году?
- Есть чувство, что мы сделали достаточно много чтобы поднять этот фестиваль ещё на один уровень выше и выйти за рамки регионального события. Скажу честно: это нелегко делать такой крупный современный фестиваль с тремя сценами и звёздным составом исполнителей в регионе с непростой и дорогой логистикой, сложной транспортной инфраструктурой и слабой технической оснащенностью. Но мы патриоты своей родины. И для нас очень важно делать уже на протяжении 15 лет такое событие, которое привлекает внимание к Бурятии, и является точкой роста для ее развития. Сегодня – это яркий пример развития креативных индустрий в республике.
- Какие основные выводы по итогам «Голоса кочевников-2025» у организаторов с точки зрения приглашённых участников?
- В этом году у нас был пёстрый состав исполнителей. Впрочем, как и в предыдущие годы. Но, пожалуй, самым резонансным было приглашение хедлайнеров из первого эшелона российской сцены – это Feduk, Хаски, Дельфин, Макsим. Эти артисты привлекли большую аудиторию и сильно подняли уровень события.
Несмотря на радость 30 тысяч зрителей, были мнения, что фестиваль «опопсел». Кто-то негодует от того, что на фестивале было мало «кочевников».
Думаю, сколько людей, столько и мнений. Чем больше становится фестиваль, тем больше он привлекает к себе внимание. В связи с этим хочу сказать, что «Голос кочевников» уже давно вышел за рамки этнической музыки. Сейчас это мультижанровый фестиваль. Если вы посмотрите, то на самых крупных и легендарных фестивалях мира, например COACHELLA, Glastonbury Festival, Primavera Sound, Fuji Rock, много сцен и много музыки разных жанров от попа до фолк- и постпанка. И эти фестивали привлекают сотни тысяч туристов ежегодно!
Само слово «фестиваль» означает показ достижений, в нашем случае, музыкального искусства. Вот мы и стремимся показывать достижения, которые есть на сегодняшний день в разной музыке. Кочевник для нас - это символ движения развития и свободы, а не принадлежность к какой-либо этнической группе.
И если говорить об этнической музыке, то она на фестивале была в большом ассортименте: «Дышать» - хип-хоп из Татарстана, Васса Железнова (инди-фолк, стилизация русского фольклора), Zventa Sventana (фолк-электроника на основе русского фольклора), Samrattama и Dudeontheguitar (инди-поп из Казахстана), AINA (эвенкийские песни в электронной обработке) из Красноярска. Три группы приехали из Монголии. Это рок-бэнд ДОМОГ, рок-группа MXRNINGSTAR и шугейз (поджанр инди-рока – ред.) от SilhoettTuesday. Новую бурятскую музыку представили артисты Doljin, хип-хоп исполнитель Lutaar, Максим Дашинимаев и Ariuna, легенды этнической музыки группа «Намгар» и эстрадный певец Тимур Болотов и другие.
Важно сказать, что мир меняется, и музыкальная индустрия не стоит на месте. Понятно, что мы сохраняем фольклор и традиционную музыкальную культуру, но она никогда не будет массовой. А если мы хотим сохранять национальный язык и делать его популярным, то мы должны создавать актуальный для современной аудитории музыкальный продукт. А это новые звуки, биты, аранжировки. И они могут исполняться в разных жанрах от рока до джаза.
- А какие-то организационные выводы уже сделали?
- Фестиваль в этом году сделал немало инфраструктурных вложений за счёт собственных средств. Например, чтобы расширить территорию и сделать поле со сценой «Луна», нам пришлось построить мост через ручей на территории туркомплекса «Степной кочевник», купить трансформаторную подстанцию, установить 13 столбов для линии электропередачи. Из-за этого один палаточный лагерь мы переместили на поле за ворота туркомплекса, установили там пять фонарей и сделали противоклещевую обработку. В палаточном лагере за сценой «Солнце» мы также установили пять фонарей и камеры видеонаблюдения. На центральный вход поставили четыре фонаря и ещё пять видеокамер. Если говорить об электроснабжении, то «Россети Сибирь» предоставили нам в аренду три дизельных электрогенератора, а Заиграевский район выделил 5 тонн солярки. 8 тонн фестиваль закупил у компании БРК.
Мы изменили в этом году транспортную схему. Выделили техническую дорогу для машин организаторов с артистами, участников фуд-корта и общественного транспорта. Зрители на личных автомобилях проезжали к воротам фестиваля по проселочной дороге, которая идет параллельно грунтовой. Администрация Заиграевского района провела грейдирование дороги, расширив её до десяти метров, и сделала съезды. 60 волонтеров регулировали парковку личного автотранспорта, работало три экипажа ГИБДД.
Но проблемные участки, конечно же были – это и мусор, очереди на входе и пробки на выезде. Для нас это серьёзные задачи, с которыми команда Бурятской филармонии, которая организует фестиваль, не может справиться в одиночку. У нас очень большой объём с организацией работы трёх сцен, обеспечением технических и бытовых райдеров артистов, которых, к слову, было 220 человек. Инфраструктурные и бытовые вопросы можно решить, лишь объединив усилия и собственников площадки, и разных ведомств.
После фестиваля было совещание у главы республики Алексея Цыденова (он похвалил фестиваль после завершения - ред.), на котором присутствовали все службы, которые могут помочь в решении сложных моментов на фестивале в 2026 году. Мы обсудили проблемные места, предложили решение и, надеюсь, в следующем году нам всем удастся сделать так, чтобы посетителям фестиваля было комфортнее и приятнее. Главное, что есть поддержка и понимание со стороны правительства и самого Алексея Самбуевича.
- Фестиваль сильно вырос. Стоит ли вопрос об изменении места проведения «Голоса кочевников» в следующем году?
- Мы не будем менять место проведения фестиваля в 2026 году. Мы рассматривали площадку в Иволгинском районе, но там требуется солидное вложение в инфраструктуру - электричество, вода, туалеты, дороги, ограждения, тенты и т.д. И если фестиваль переедет, то не в следующем году точно. Кроме того, нам очень нравится туркомплекс «Асагад «Степной Кочевник», на территории которого мы проводим его с 2016 года. Мы благодарны за то, что у нас есть возможность делать там красивое событие.
Но вместе с тем мы понимаем, что пространство «Степного кочевника» не было изначально рассчитано на многотысячное посещение. И его надо сильно модернизировать. Но это частная территория, в которую фестиваль может внедряться на определенных условиях. В обычной жизни туркомплексу не нужно большое количество туалетов, умывальников, душевых и мест размещения. Поэтому возникает дополнительная статься расходов, которую необходимо обеспечить.
- Понятно, что подготовка к следующему фестивалю уже началась. Вам уже ясно, от чего, может быть, откажетесь? Что можно или нужно будет поменять? Что останется неизменным?
- Неизменным останется название «Голос кочевников» и мультижанровый формат. Хочется, чтобы на фестивале появилось больше арт-объектов, инсталляций и визуального искусства.
В следующем году у зрителей, к сожалению, не будет возможности купить билет по «Пушкинской карте». Таковы новые федеральные правила для фестивалей и концертов. Поэтому мы будем сильно заранее анонсировать продажу билетов, чтобы люди планировали свой бюджет.
Мы однозначно увеличим количество пунктов контроля на входе. Возможно, будем запускать людей на территорию за сутки раньше, чтобы не создавать очереди.
Поменяем направление сцен «Луна» и «Звезда», чтобы звук не мешал друг другу.
- Как бы вы в паре слов, ярко оценили фестиваль 2025 года?
- «Знаешь ли ты, вдоль ночных дорог
шла босиком, не жалея ног».
Мы сделали невозможное!
Возрастное ограничение 6+