«Илюша» и Сан Саныч познакомились в Улан-Удэ. «Илюша» стоял в ряду товарищей, но самый-самый крайний, и, кажется, ни на что уже не надеялся. Товарищей его, одного за другим, уже начали пилить.
«Илюша» – это ИЛ-14, пассажирский самолет, один из самых популярных в советские времена. А Сан Саныч – это Александр Александрович Поддубный, летчик первого класса, фанат авиации.
Встреча «Илюши» и Поддубного состоялась в далеком 1993 году. С тех пор они неразлучны.
- В конце 80-х ИЛ-14 начали снимать с эксплуатации. Самолеты резали на субботниках, на металлолом. И я, конечно, не мог на это дело просто так смотреть. Сердце щемило, - рассказывает 67-летний Александр Поддубный «Комсомолке». – Тогда летал на АН-26, ну и начал просить начальство – отправьте, мол, с рейсом в Улан-Удэ.
К тому моменту, как Поддубный все-таки прилетел в столицу Бурятии, его «Илюша» был последним целым самолетом. Остальные уже начали растаскивать на куски.
Но, конечно, сразу купить не получилось. Пришлось копить.
- Полгода ждал, переживал, все норовил слетать в Улан-Удэ – стоит он там или не стоит? Нервов потратил кучу, – смеется Сан Саныч.
И все-таки «Илюша» его дождался. Сколько пришлось заплатить за крылатую машину, Поддубный говорить не хочет. Но после расспросов дает наводку: мол, в те времена на эти деньги можно было купить несколько машин. Еще бы.
Супруга против покупки самолета не возражала.
- Она меня всегда поддерживала! А как иначе? Мы и летали с ней вместе, - объясняет Сан Саныч.
В 90-х самолет, спасенный Поддубным, часто поднимался в воздух. Александр возглавлял клуб ДОСААФ в городе Мирный, что в Якутии.
- Мы летали раньше много, ребятишек обучали, - вспоминает те времена Поддубный.
Каждый год он получал свидетельство о летной годности. Поскольку самолет старинный, комиссия относилась со всей строгостью.
В 2003 году Поддубный вместе с семьей переехал из далекого Мирного в Петербург. Летели, конечно, на личном самолете. И вообще - ради этого самого самолета. Говорит, мечтали с единомышленниками создать в Северной столице Музей летающих самолетов.
Но, как это у нас часто бывает, чиновников идея не заинтересовала.
А в 2007 году начался кошмар: самолеты обложили транспортным налогом – как автомобили и катера. С тех пор налоговая служба и судебные приставы на нашего Сан Саныча и точат зуб.
От этой арифметики становится дурно. Судите сами: в Петербурге транспортный налог - это 125 рублей за 1 лошадиную силу. А у «Илюши» - 1900 лошадиных сил в двигателе. И двигателей вообще-то два. Это вам не какой-нибудь «Пежо».
- Получается 475 тысяч рублей в год. Скажите, как мне такую сумму потянуть? - волнуется Сан Саныч. – А главное, я не пойму, зачем меня давить этим налогом?
Бюрократам никакого дела до дружбы человека и самолета нет. Должен платить – заплатишь. Так устроена система. Исключений быть не должно. Все маршируют строем.
Думаете, с Поддубного требуют за самолет те же деньги, что с владельцев авиакомпаний? Конечно же, нет. Коммерсанты, зарабатывающие на авиаперевозках миллионы, от таких налогов избавлены.
Получаются, гигантские налоги в бюджет платят только коллекционеры и романтики вроде нашего Сан Саныча.
Поддубный честно пытался платить. Но сумма-то умопомрачительная. Начал копиться долг.
А налоговая служба не дремлет.
- Обратились они в Пенсионный фонд, и срезали мне 45 процентов пенсии. Теперь фонд эти деньги автоматом отсылает в налоговую, в счет моих долгов, - рассказывает мне ужасы летчик.
Раньше пенсия у него было около 20 тысяч. Теперь примерно 10 забирает налоговая. Весело живем!
- А в 2016 году начали меня судить со страшной силой. Самолет, он сейчас на аэродроме в Горелово, дважды арестовывали и выставляли на торги. Приставы еще и издевались: мол, дожмем тебя, а рухлядь твою продадим, - вспоминает Поддубный.
Те месяцы, что «Илюша» стоял на торгах, пенсионеру давались не просто. От мысли, что его самолетом распоряжаются посторонние люди, становилось дурно.
К счастью, обошлось. Самолет не продали, хотя покупатели были.
А в конце года Поддубного ждали новые «приключения».
- Взяли и списали с моего счета в банке все, что там было – 27 тысяч рублей. И даже не предупредили! Я остался перед Новым Годом без денег, - говорит Сан Саныч.
И все-таки судьба сжалилась над последним романтиком авиации. Его долги перед налоговой на днях погасили знакомые коммерсанты. Вместе с пени набежало почти два миллиона рублей.
- Старые знакомые помогли, - улыбается Поддубный. Распространяться на эту тему он не хочет: меценаты не ищут славы.
Поддубный не просто поддерживает в порядке двигатели - он и салон умудрился обновить.
Новость подхватили журналисты. Только это еще не победа. На днях Сан Санычу пришел новый квиточек – 475 тысяч рублей за 2016 год. Будьте любезны заплатить до 1 октября.
Поддубный сдаваться не намерен. Передышку использует, чтобы накопить силы.
- Думаем, где еще найти деньги, прорабатываем разные варианты, - признается пенсионер.
Он пытался водить по ретро-самолету экскурсии, но много ли на этом заработаешь? Только расстройства одни: кто-то умудрился стащить у Сан Саныча несколько книжек по авиации.
А знакомые все терзают вопросом: зачем тебе, мол, самолет? Продай, купи квартиру, живи спокойно.
- Знаете, многие мои знакомые уже давно отошли от дел: кто пчелами занимается, кто картошкой, а кто водку пьет, - объясняет мне Александр Александрович.
Единственный способ для него избежать непосильного транспортного налога – это снять самолет с регистрации. По сути: «убить» его, превратить в груду металлолома.
- А я на это пойти не могу! Он же единственный во всем мире – который летает. Да, есть в музеях еще ИЛ-14 – но те уже не на ходу, - переживает пенсионер. – И вообще, мы же 24 года вместе.
Поддубный создал образовательную программу для молодежи. С 14 лет теория, с 15 лет можно уже начинать летать с инструктором.
Есть уникальный самолет, есть уникальный летчик. Но нет желания у петербургских чиновников. Так бывает.
Глядя на битву Александра Поддубного с бюрократами, невольно задаешься вопросом – может, у них к нему что-то личное? Может, стоит сверхзадача – уничтожить последний летающий ИЛ-14? Или за бумажками не разглядеть человека?
За «Илюшей», кстати, стоит очередь из покупателей. Заполучить машину мечтают коллекционеры из Германии, Чехии, Словакии, Голландии. А в России он, похоже, никому не нужен. Кроме Сан Саныча.
А еще говорят, что Петербург – колыбель русской авиации, сообщает «КП-Петербург».