19 Октября

18 Октября

Популярное

Экономика перераспределения

По предварительным итогам изменений в правительство мы получим его глубоко молчащим

Любой попадающий на площадь Советов деятель, с какой угодной реформаторской наклонностью, сталкивается с угрюмой повесткой – отраслей, способных наполнять бюджет Бурятии не более 2-3, предприятий, вытягивающий бюджет, столько же. Вся экономика Бурятии: как и социальное положение, глубоко зависима от внешних факторов - федеральной политики центра и регионов, мировых цен на ископаемые, кучи законов, которые напринимались вопреки здравому экономическому смыслу и прочая и прочая.

Любой новый министр, пришедший в правительство, сталкивается с мыслью, что бюджет Бурятии - это всего лишь мешок картошки, а не управление рестораном в три звезды Мишлена. И мало того, что неприятно делить сырую картошку, вместо создания блюд премиум-класса, так её ещё на всех не хватит точно. Таким образом, нынешним и будущим министрам и не о чем говорить. У них главная задача - распределить так, чтобы подопечные не взъярились голодными бунтами. А также не сесть в тюрьму по причине права подписи на финансовых документах в условиях экстремального российского бюджетного законодательства.

Но правительству не только не о чем говорить, но и не с кем.

В республике отсутствует публичная экономическая мысль. Политические игры не выходят за рамки «Ты меня уважаешь?», и борьба за кресла больше продиктована целью сесть на финансовые потоки. Ни один клан, ни одна партия, ни тем более отдельный политик не способен предложить власти альтернативную экономическую модель Бурятии, реальную хоть в какой-то степени.

У нас есть оппозиционные политические силы без экономического обоснования своих претензий на власть. И экономические силы за бортом власти, которые вообще ничем не подкреплены. И они не пересекаются. Правительству Бурятии просто не с кем спорить, и не перед кем защищаться. В Кремле есть хоть какие-то либеральные и консервативные группы, которые между собой ругаются на непонятных для населения языках. У нас вакуум в историческом кубе.

У нас нет борьбы идей, например, экономических. Вместо споров, как бюджетно заработать, вопли, как правильно распределить. Депутаты спорят с правительством о том, что условный Онохой голодает больше Кижинги, а в этой школе потолок рухнет быстрее, чем в той. Или что коровам есть - тратим деньги на силос в Иволге или на солому в Хоринске? Общественные организации тоже за свои любимые ратуют, и в логике им не откажешь. Вот и все экономические диспуты.

Меня, безусловно, могут поправить - ну как же, у нас тут прорывные идеи, форсайты. Согласен, тему форсайтов двинули отлично, и заспамили все соцсети и даже некоторые СМИ. Настолько с ними забегались, что даже циничные коллеги журналисты меня начали всерьёз спрашивать, как я к ним отношусь. Видимо так, что форсайты - это инструмент, а не результат.

«Форсайты» о том, как улучшить перераспределение ничтожных ресурсов, будут соперничать с Народным Хуралом, у которого куда как больший опыт в этом. Есть «форсайт», как снизить долю в республиканском бюджете от авиазавода: причём в ближайшие несколько лет и насколько? Есть «форсайт» об оптимизации внутренних налогов муниципалитетов и Бурятии в целом? Если нет, тогда это вообще было похоже на дискотеку в ночном клубе - энергично подвигались, не подрались, отлично.

Это такое же движение, как отчёты государственных министерств и негосударственных организаций: как они классно провели переговоры с азиатскими партнерами. Не проходит и недели, но Бурятия снова с кем-то договорилась об инвестициях. И скоро свалится мешок инвестиций. Я бы вообще запретил всем, кроме первого лица Бурятии, оптимистично заявлять о грядущих инвестициях. То, что вам на переговорах радостно пожали руку, то есть подписали протокол, это не результат. Молодые государственные деятели обновлённой власти, хотя бы по теории вероятности могли бы предполагать, что вдруг они не лучше предыдущих. И у прежних как-то не задалось с инвестициями из того же Китая с кучей подписанных бумаг.

В истории Бурятии вообще никогда не было китайских денег, способных повлиять если не на экономику, то хотя бы на отдельную отрасль. С чего вдруг они пойдут? Вероятно, существуют более глубокие причины, по которым китайцы и прочие срывались с десятков подписанных соглашений. И учитывая опыт, надо как-то аккуратнее с заявлениями, о том что мы делегациями скачем по странам там, и кабинетам здесь, и нам азиаты улыбаются и машут приветливо. Яндекс и Google ничего не прощают, и через год другой вас же спросят - а где деньги?

Таким образом, правительство Бурятии будет молчать - не о чем говорить, и не с кем. Причём находясь в уникально удобном положении, будучи защищённым высоким рейтингом Алексея Цыденова. Пусть молчит, СМИ с населением видели и молчаливых, и говорливых. Удобство заключается в возможностях кардинальных решений. Не кадровых - людей почти нет. Но структурных в экономике. И время этому – год-другой, не более. И не потому что Алексей Цыденов станет хуже, а министры будут меньше работать. Просто законы социологии и политики никто не отменял - высокий рейтинг не будет вечным. 
Уважаемые читатели, все комментарии, не соответствующие действующему законодательству, контенту сайта (в том числе наличие каких-либо ссылок) и элементарным нормам культурного поведения удаляются автоматически.
Социальные комментарии Cackle
Пётр Покацкий
Пётр Покацкий
директор Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Бурятия.
28.09.2017
Ирина Шаргаева
Ирина Шаргаева
Руководитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия
11.09.2017
Ирина Шаргаева
Ирина Шаргаева
Руководитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия
04.09.2017
Вадим Бредний
Вадим Бредний
Руководитель группы компаний "Титан"
09.08.2017
Загрузка...
^