Надзорное ведомство добивается возбуждения уголовного дела в отношении должностных лиц, допустивших ввод в эксплуатацию недостроенного объекта.
Об этом сообщил заместитель межрайонного природоохранного прокурора Антон Швецов.
- Материалы проверки направлены в Следственный комитет. Мы усматриваем в деятельности заказчика по строительству очистных сооружения совершение преступления по ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), - сказал он.
Если следственный комитет возбудит соответствующее уголовное дело, оно станет первым по факту загрязнения стоками акватории Байкала и истока Ангары.
По словам Швецова, на очистных сооружениях прокурорская проверка выявила «функциональные и конструктивные недостатки, которые не позволяют доводить стоки до нормативных показателей». Содержание отдельных веществ в отобранных пробах было превышено от 2 до 30 раз. У надзорного ведомства есть также вопросы и к качеству строительных материалов, применяемых при возведении объекта.
Строительство очистных сооружений в прибайкальском поселке Листвянка по заказу управления капитального строительства Иркутской области велось с 2007 по 2011 года. Стоимость госконтракта составила 117,5 млн рублей. По данным прокуратуры, заказчик принял объект в эксплуатацию, зная о том, что строительство завершено не в полном объёме. Подрядчик выдал гарантийное письмо, где были взяты обязательства по устранению неполадок, однако по прошествии четырех лет работы так и не были проведены.
Ущерб государству, профинансировавшему строительство очистных сооружений, в прокуратуре оценить не берутся.
- Для этого необходима серьёзная бухгалтерская экспертиза в рамках уголовного дела, - отметил Швецов.
В 2014-2015 годах западно-байкальская природоохранная прокуратура провела масштабную проверку всех очистных сооружений на берегу Байкала в границах Иркутской области. Допустимой при этом была названа работа только объекта в Байкальске. По всем остальным (два сооружения в Слюдянке, по одному в Ангасолке, Култуке и Листвянке) ведомство выиграло судебные иски с требованием обязать собственника добиться требуемой очистки сточных вод и получить необходимую разрешительную документацию.
Однако возможность добиться от ответчиков того, что плохо очищенные стоки перестанут попадать в Байкал, невелика, считают в прокуратуре. В частности, одно из сооружений Слюдянки, «пуско-наладочные работы» на котором длятся уже более 5 лет, скорее всего, так никогда и не будут сданы в эксплуатацию.
- Сейчас они выглядят более ветхими, чем те, которые были построены в Слюдянке почти 30 лет назад. В таком виде их никто не примет, а средства, получаемые эксплуатирующей организацией при сборе тарифов с населения, не смогут отбить той суммы, которая необходима для модернизации, - отмечает Швецов.
Однако уголовную ответственность за загрязнение стоками юга Байкала пока никто не понесёт. Прокуратура может поставить вопрос о возбуждении уголовного дела по очистным в Слюдянке только после того, как они будут сданы в эксплуатацию.
Бурятия: работают только 5 из 7 очистных
На восточном берегу, в Республике Бурятия, сейчас действуют только пять из семи основных очистных сооружений со сбросом в реки, впадающие в Байкал, рассказалазамруководителя республиканского управления Росприроднадзора Ольга Коломеец. Они расположены в городах Северобайкальск и Бабушкин, а также в поселках Каменск, Выдрино и Кичера.
- Работа всех их вызывает вопросы. Выявляются нарушения, - отметила она. Объекты, построенные в 1970-80-х годах, устарели и требуют капремонта, однако финансирования не хватает. - Пока ни в одну программу они не попали, - добавила Коломеец.
Наименьшие нарекания у ведомства вызвала работа очистных в Северобайкальске, откуда впервые учёные стали сообщать о распространении водоросли спирогира, «питающейся» фекальными отходами. В прошлом году северобайкальские сооружения были переданы от РЖД муниципалитету, перед этим транспортная компания произвела ремонт на 44 млн рублей. Однако Росприроднадзор считает, что, согласно требованиям, предъявляемым к охране экосистемы Байкала, в Северобайкальске требуется установка дополнительных доочисток.
Новые очистные - пока не работающие и еще не построенные
Два практически новых объекта по очистке сточных вод на южном побережье Байкала - в городе Бабушкин и в селе Максимиха Республики Бурятия, построены в 2009-2011 годах. Однако, как отметила Коломеец, они не работают, и сейчас в связи с этим идут судебные разбирательства.
- В городе Бабушкин недобросовестный подрядчик очистные сооружения не вывел на проектный режим работы. Работают они неэффективно, так как не доделаны несколько узлов, - рассказала замначальника управления. - В июле по итогам проверки ущерб водному объекту был установлен в размере 4,7 млн рублей.
По данным ведомства, в Максимихе работы по строительству очистных сооружений и полигона для размещения отходов подрядчик не довел до конца, из-за этого сооружения не были введены в эксплуатацию. В итоге сейчас стоки там вывозятся или попадают на рельеф местности.
В Бурятии также планирует строительство очистных сооружений в поселке Усть-Баргузин и в Кабанском районе - на предприятии Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат. Они вошли в ФЦП «Охрана озера Байкал». Сейчас ведется разработка проектов, которые должны затем поступить на государственную экологическую экспертизу. В Росприроднадзоре рассчитывают, что к 2020 году все населенные пункты Бурятии будут обеспечены сооружениями, производящими очистку сточных вод.
Флот-загрязнитель
По мнению экспертов, серьезным загрязнителем акватории озера стал в последние годы также байкальский флот, сливающий стоки прямо в объект Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. По данным минприроды РФ, число маломерных судов, используемых на Байкале и в Иркутском водохранилище, приближается к 6,5 тыс. единиц.
Вместе с тем, решить эту проблему, по мнению иркутских властей, могло бы всего одно судно-сборщик «Самотлор». В настоящее время оно стоит на причале в порту Байкал и принимает сбросы заходящих туда немногочисленных судов. Собственник судна - ОАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» (ВСРП, входит в холдинг «Истлэнд») - его реконструкцию, которая позволит «Самотлору» стать самоходным, оценивает в 250 млн рублей. С учетом отрицательной рентабельности, направлять собственные средства на его реализацию ВСРП не считает возможным.
По словам министра природных ресурсов и экологии Иркутской области Олега Кравчука, вопрос о финансировании проекта несколько раз поднимался на федеральном уровне, однако утонул в межведомственных согласованиях.
- Финансироваться по федерально-целевой программе «Охрана озера Байкал» этот проект не может, поскольку судно не является госсобственностью. Компетенциями по решению этого вопроса в таком случае обладает минтранс РФ, куда мы также выходили с соответствующим предложением, - отмечал ранее Кравчук.
Альтернативный проект, предполагающий создание на Байкале экофлота, предлагают собственники корабля «Трофим Яскин». Свое судно они решили оборудовать отечественными установками, перерабатывающими жидкие отходы с судов в биотопливо.
По оценке руководителя проекта Екатерины Удеревской, стоимость модернизации 1000 байкальских судов составит порядка 1,5 млрд рублей. Проект прошел презентацию в Общественной палате России, однако на региональном уровне был воспринят скептически. Финансирование его по профильной ФЦП власти считают опять же маловероятным, поскольку речь идет о судах, находящихся в частной собственности, сообщает ТАСС.