Известные в Свердловской области «борцы за права заключённых» начали разворачивать свою деятельность в Бурятии в связи с переводом осуждённого в улан-удэнскую исправительную колонию № 8. Александр Мельников, осуждённый за ряд статей, в том числе «тяжких», среди которых проникновение в жилище, похищение человека, совершение изнасилования группой лиц, ещё находясь в СИЗО Нижнего Тагила, подавал иск на местный следственный изолятор в связи с нарушением прав заключенных. В результате деятельности Свердловской общественной наблюдательной комиссии при активной поддержке заключённого Мельникова в области сняли высокопоставленного сотрудника УФСИН. Теперь заключенный Мельников и его супруга, по совместительству его защитник Светлана Белинович, заявляют о нарушениях прав осуждённых в улан-удэнской колонии.
Об избиениях осуждённых в Улан-Удэ заявляет и Общественная наблюдательная комиссия Свердловской области. «В улан-удэнской ИК-8 творится чёрте что, есть информация об избиениях осужденных», - говорят активисты ОНК.
Сама Светлана Белинович также заявила «Байкал-Daily», что её мужа и других заключенных в ИК-8 избивают сотрудники колонии.
- По моим данным, 13 октября мой супруг заступился за заключенного, которого во время «шмона» избивал сотрудник. Моего супруга они били в течение часа, спецсредство «палочка» сломалось на три части, кожа разошлась. После этого он был водворён в штрафной изолятор на 30 суток. Я знаю об этом со слов адвоката, - пояснила Светлана Белинович.
По словам Светланы Белинович, мужа поместили в помещение камерного типа перед самым её приездом в Улан-Удэ. На встрече с ним женщина как раз собиралась принять заявления об избиениях заключённых в колонии. Однако свидания добиться не удалось, причём сотрудники колонии отказывали ей и как жене, имеющей право на длительное свидание, и как защитнику заключённого.
- Нас поставили в график, согласовали, подписали, и после этого, когда они уже знают, что я еду – они его закрывают на три месяца как злостного нарушителя, - возмущена Белинович.
При этом, по словам защитницы, злостное нарушение режима сотрудники колонии обосновали тем, что заключённый не вышел к приёму пищи.
Вечером 4 декабря встреча с мужем всё же состоялась. Однако, по мнению Белинович, её права были нарушены: свидание с защитником должно быть предоставлено без свидетелей и прослушки. Однако супругам дали пообщаться только «через стекло» и прослушиваемый телефон.
- В таких условиях я не смогла вынести заявления с фамилиями избитых и их заявления – негодует защитница.
Светлана Белинович неоднократно обращалась из Свердловской области за поддержкой в Общественную наблюдательную комиссию Бурятии, но результатами проверки осталась категорически недовольна.
- От их ответа у меня встали волосы дыбом: «Мой супруг пошёл с кем-то разбираться, напал на сотрудников колонии…». Понятно, что это им преподнесли сотрудники, – возмущается защитница.
По мнению Белинович: «Здесь ОНК работает на колонию», потому что «они не пользуются своим законным правом встречаться с заключенными без сотрудников исполнительной системы».
Как сообщил источник «Байкал-Daily», заключённыйМельников, действительно, говорил адвокату о своём избиении, однако официальное заявление об этом не подавал.
УФСИН признали применение силы
В УФСИН РФ по Бурятии применение силы в отношении заключённого Мельникова оспаривать не стали. Но заявили, что применение спецсредств было в пределах необходимых для сохранения порядка и с соблюдением законодательства.
Причины помещения Мельникова в помещение камерного типа ведомство пояснило многократными нарушениями в течение всего года.
- Мельниковым было допущено восемь нарушений: самостоятельный выбор спального места, нарушение формы одежды и распорядка дня, нарушение законных требований администрации, - сообщили «Байкал-Daily» в пресс-службе УФСИН по Бурятии.
По словам представителей управления, заключённый как злостный нарушитель порядка право на свидание с супругой потерял, администрация колонии представила ему одно краткосрочное свидание с Белинович как с защитником.
Факты избиений заключённых в колонии в УФСИН категорически опровергают.
«В колониях есть проблемы посерьёзнее»
Разгоревшийся скандал с «избиениями» в улан-удэнской колонии в общественной наблюдательной комиссии Бурятии, которая защищает права заключённых, известен. Как пояснил председатель ОНК Виктор Измайлов, с заключённым Александром Мельниковым члены комиссии встречались дважды – в октябре и в ноябре. Никаких фактов избиений зафиксированы ими не было.
- 20 ноября мы посещали Александра Мясникова по обращению его супруги, у осужденного жалоб не было, - сообщил Виктор Измайлов.
Применение спецсредств к мужчине председатель ОНК пояснил тем, что заключённый не подчинялся сотрудникам колонии.
- Он начал хватать сотрудников, а по правилам вообще запрещено прикасаться. После этого к нему была применена резиновая дубинка, - пояснил Виктор Измайлов.
По мнению председателя ОНК, в колониях Бурятии существуют и другие проблемы. В частности, это стоимость товаров в спецмагазинах на территории колоний. С некоторых пор эти магазины снабжаются централизованно, что повлияло на резкий рост цен.
- Все магазины в республиканской исправительной системе снабжают ФГУПы из Благовещенска. Цены совершенно дикие, мочалка шахтерская на 80 рублей дороже, чем в наших магазинах. Всё в 2-3 раза дороже, а сигареты приходят из Кемерово, они дороже как минимум в пару раз! Мы писали об этом начальнику федерального ФСИН, Корниенко, но пока не дождались ответа – говорит Измайлов. – Это грабёж и коррупция в чистом виде, причём не местная, а московская – подчёркивает Виктор Измайлов.