Уникальные курсы по обучению искусству создавать мультики появились на базе учебного центра компьютерных технологий «Цифровой ветер». Руководитель центра Галина Кевролева сама придумала технологию. Из подручных средств вместе с помощниками она сделала специальный мультипликационный станок. На него крепится фотоаппарат. Каждое движение пластилиновых сказочных героев нужно сфотографировать, чтобы потом из галереи снимков создавать эффект движения. По словам Галины Валерьевны, посоветовать, как и что делать, было некому. Поэтому все пришлось постигать опытным путем. Результат превзошел все ожидания. Дети не только охотно сами рисуют, лепят фигурки из пластилина, но и сами сочиняют сюжет будущей сказки, а потом и озвучивают свои мультфильмы.
Маленькие артисты
- В студию приходят дети от шести лет. Самые маленькие ребята работают с аппликациями. Вырезают из бумаги, клеят, подставляют. Ребята постарше делают пластилиновые мультики. Более опытные ребята уже используют специальные компьютерные программы с разными спецэффектами. Очень часто, когда готовый мультфильм дети показывают родителям, те не верят, что все это сделал их ребенок. Но на самом деле у нас есть железное правило – дети должны все делать сами. Мы в этот процесс не вмешиваемся. Разве что показываем, как держать кисть, карандаш, когда рисуешь, и прочие мелочи. А так работа над мультфильмом осуществляется исключительно самими ребятами, - рассказывает Галина Кевролева.
В первую очередь дети знакомятся друг с другом, рассказывают о себе. Затем вместе с педагогом ребята придумывают сюжет своей будущей сказки. Это один из самых сложных этапов. Галина Валерьевна следит за тем, чтобы сюжет обязательно был светлым и добрым. Истории про войны монстров и роботов отсекаются сразу.
Сначала дети рисуют основу под мультфильм. На большом листе бумаги рисуется лес с избушками, сказочное королевство или любой другой пейзаж, на фоне которого будет разворачиваться действие. Потом ребята лепят каждый своего героя. Затем педагоги показывают, как при ходьбе должна двигаться собачка, как можно менять выражение лица героя, если он смеется или грустит. Каждое маленькое движение, вплоть до шевелящихся губ, ребята вылепливают сами, постоянно фотографируя каждое изменение. В процессе общения друг с другом даже самые застенчивые ученики раскрепощаются и начинают с азартом работать в команде. Дети придумывают все новые и новые смешные мелочи поведения своего героя, спорят. Поэтому, когда наступает работа над озвучиванием своих персонажей, ребята уже ничего не боятся и стараются изо всех сил. Они говорят за своих героев, читая текст с выражением, как настоящие артисты.
Кусочек из детства
Во время занятий в мультипликационной студии ребята развивают мелкую моторику, учатся аккуратности и, конечно, в первую очередь терпению. Шажок за шажком вылепливать самые мелкие движения своего героя - такая работа учит небывалой усидчивости. Но, по словам преподавателей, когда у детей есть цель – снять свой собственный мультфильм и показать его своим родителям и друзьям, - даже непоседы терпеливо работают в команде часами.
Еще один плюс таких занятий в том, что дети учатся общаться друг с другом, вместе играть и что-то создавать. В наш век «домашних» детей, когда дети имеют друзей лишь ВКонтакте или сетевых играх, как раз необходимо каким-то образом возвращать детям настоящее старое доброе детство, когда дети не сидели за компьютерами и телевизорами.
- Многие мамы жалуются, что у их детей практически нет друзей. Спросишь школьника: «А кто у тебя друзья?» А он отвечает, мол, ну вот есть друзья по Warcraft или еще по какой-то игре. Вот и все. Так и сидят дети за своими планшетами, компьютерами, телефонами. Сейчас посмотришь во дворы, детей-то и почти нет, никто не бегает, не играет в обычные детские игры так, как раньше. На наших занятиях ребята превращаются в обычных детей, какими они и являются на самом деле, - считает Галина Валерьевна.
Преподаватели не против того, чтобы в процессе работы принимали участие и родители. В занятиях могут участвовать все желающие. Такой труд объединяет детей и родителей. И потом нередко мамы или папы создают дома такие же мультики уже сами.
В конце каждого мультфильма есть титры, фотографии детей во время работы. Таким образом, по окончании курса у каждого из ребят остается на память маленький кусочек из детства.
- У родителей останется навсегда что-то сделанное собственными руками ребенка. Останется детский голос за кадром, фотографии. Все это можно будет просматривать, когда ребенок уже повзрослеет, - говорят преподаватели.
Мульттерапия
Нередко в студию приводят ребят-игроманов, которые круглые сутки проводят у компьютера. Как оказалось, мульттерапия – весьма действенное средство от такой болезненной зависимости. Такие дети отличаются от остальных в первую очередь негативным настроем.
- Иногда это выражено особенно ярко. Например, когда мальчик выбирает только черные цвета пластилина, когда постоянно лепит ножи с каплями крови. Тогда родителям, наверное, нужно всерьез задуматься над тем, как вытащить ребенка в мир обычного доброго детства, - считает руководитель Центра.
Кстати, в нашей стране и за рубежом мульттерапия активно используется для работы с детьми с ограниченными возможностями, с разными заболеваниями: аутизм, умственная отсталость и прочих. Психологический эффект тоже налицо. В процесс общения и сотрудничества дети-эгоисты или избалованные ребята меняются просто на глазах.
Как выяснилось, мульттерапия – сильное реабилитационное средство. Она помогает преодолеть внутренние страхи, комплексы и, что называется, раскрыться. Не первый год в разных точках страны в медицинских учреждениях, интернатах и детских домах энтузиасты мульттерапии создают анимационные реабилитационные студии. В них дети, оказавшиеся на длительном лечении, или ребята, живущие в системе детских учреждений, в меру своих сил, возможностей, физических и технических, но всегда с огромным интересом создают мультфильмы.
- В студии создается безопасное пространство, которое позволяет ребенку на время выйти из травмирующей ситуации. Дети в этот момент учатся общаться и вместе работать, они замечают себя, обращают внимание на свои чувства и чувства других, начинают видеть мир по-новому, - замечает Галина Кевролева.
Галина Валерьевна также хотела бы заниматься, в том числе, с детьми с ограниченными возможностями здоровья или ребятами, находящимися в трудной жизненной ситуации. Но для этого необходима государственная поддержка: чтобы кто-то оплачивал курсы тем детям, которые это не могут себе позволить.
- Конечно, если будет финансовая поддержка, мы с удовольствием возьмем к себе и таких ребят. Хочется, чтобы и эти детки тоже имели свое интересное хобби, ведь зачастую они не могут посещать никакие другие кружки, секции из-за состояния здоровья или из-за того, что нет денег, - отмечает Галина Кевролева, сообщает «Номер один».