Как известно, ужесточение антиалкогольных законов и повышение стоимости лицензированного алкоголя в России никогда не приводило к уменьшению алкоголизма и негативных последствий с этим связанных. Но порождало совершенно немыслимые виды дешёвого и доступного алкоголя. Вспомним настойку боярышника. У этого зелья были все шансы стать модным хитом среди населения Бурятии. И неправда, что настойку пьют только бомжи. Скажем так, её пьют люди часто употребляющие и посему очень экономные. Но боярышник продаётся только в аптеках (которых в сельской местности и на окраинах Улан- Удэ просто нет), очень неудобно расфасован в стеклянные бутылочки, стоимость которых больше, чем их содержимое, а пахнет этот боярышник весьма и весьма специфически. То есть с точки зрения маркетинга продукт никакой.
Однако по законам природы любая свободная и востребованная ниша на рынке быстро восполняется более шустрыми конкурентами. И сегодня это 75-процентный спиртовой лосьон для тела «Росинка», произведённый где- то в Ижевске, расфасованный в полиэтилен по 100 мл. В запахе и вкусе этого «лосьона» нет ни капли лишних нот, только ядрёный спирт. Не думаю, что девушки, пользующиеся косметикой, будут протирать кожу чистым спиртом, без парфюмерных отдушек и т.д. Наоборот, он идеально подходит для употребления внутрь. Стоит один пакет всего 25 рублей, при разведении до классических 40 % идеально наполняет одну «чекушку». Этого достаточно, чтобы снять похмельный синдром. Поэтому за лосьоном по утрам такие очереди.
Продавать этот лосьон в самом городе предприниматели пока ещё не осмеливаются, поэтому наиболее бойокая торговля косметическими средствами развернулась на окраинах Улан-Удэ. А они поистине необъятны. Совершенно другой мир со своими законами. В центре любой сельско- городской местности будь - то Коминтерн, Сотниково или Нурселение стоит магазин. «Пятак» не только обеспечивает местных жителей продуктами и хозтоварами, но является центром социального и культурно притяжения. Так вот именно в этих центрах формируются вкусовые пристрастия и модные тенденции. Условно косметический лосьон «Росинка» сегодня вне конкуренции, это хит продаж.
- Кто и когда завёз из Ижевска эту дрянь неизвестно, но «Росинку» теперь покупают все,- сообщает жительница Сотниково. - Перед тем как идти в гости компания женщин передо мной взяла пять «пакетиков», хихикая оправдываясь, что мол гулянка будет большая, день рождения у кого-то... За пакетиком прибегают даже дети, мол отцу на опохмел... Это ужас, что творится. У меня такое ощущение, что мы возвращаемся в 90-е годы, когда люди пили всё, что угодно и умирали пачками.
Действительно, очень похоже на то, что происходило 20 лет назад. Все более менее взрослые люди хорошо помнят технический спирт «Рояль» и способы его разведения. К тому же сегодня ситуация с контрафактным алкоголем в сёлах Бурятии и так не самая радужная. Об этом мы недавно писали. Но даже палёная водка не идёт ни в какое сравнение с тем, что могут сделать вот эти пакетики с лосьоном. Во- первых несоизмеримо низкая себестоимость производства и цена, во - вторых доступность и полнейшая законность.
Так сложилось, что в стране, жестоко борющейся с пьянством, до сих пор не приняты законы, регулирующие оборот спиртосодержащих лекарственных и косметических средств. Лосьоны не подпадают под обязательные акцизы, они не попадают даже под понятие «алкогольные напитки», а соответственно могут продаваться в любое время суток, в любом месте, и кому угодно, даже детям. Очень странно и наивно, что наши законотворцы, рьяно ужесточающие продажу легального алкоголя, не подумали, куда ринется вся эта пьющая толпа, и не смогли проработать на опережение.
Столкнувшись с волной «лосьонного пьянства» регионы России пробуют самостоятельно с ней справиться. Начиная с 2011 года в субъектах федерации общественниками то и дело поднимаются вопросы регулирования или запрета продажи суррогатной косметики. Однако воз и ныне там, в том числе и в Бурятии. Единственные кому выгоден запрет лосьонов, как ни парадоксально, так это производителям и продавцам палёной водки. Именно поэтому, там где сильны их позиции (в районах республики), лосьоны искусственно сдерживаются. А в городе нет, сообщает «Номер один».