Лики святых вышивали во время молитв за близких, народ и страну. Поэтому религиозное шитьё не считается творчеством. Скорее духовным трудом.
- С реформой Петра I, он издал указ, чтобы женщины занимались балами и политикой, и постепенно люди стали меньше молиться и меньше вышивать, - рассказала куратор выставки «Златые нити» Татьяна Ефимова.
Техника передавалась от матери к дочери. Письменных документов, где описывались бы секреты вышивки, никто не оставил. Сейчас те, кто учится лицевому шитью, большую часть времени проводят в музеях - изучают древние полотна. И создают свои. По образу и подобию.
Очень трудно представить, насколько кропотлив труд мастериц. В каждом квадратном миллиметре лика святого спрятаны пять стежков: два в длину и три в ширину.
На каждую картину уходит столько же времени, как на постройку каменного храма - более трёх лет. В школу лицевого шитья в Москве ежегодно поступают только 3-4 девушки. Зато за годы существования древнему ремеслу в ней обучались не только мастерицы со всей России, но и из Украины, Польши, Сербии и даже Китая.
- Самый дорогой и уникальный для каждого верующего человека экспонат на этой выставке - это пелена с мощей Сергия Радонежского. В определенные праздничные дни она покрывает мощи святого Сергия Радонежского, - сообщила Татьяна Ефимова.
На отдельной витрине выставлены митры епископа Улан-Удэнского и Бурятского Савватия, как пример шитья из Чувашии. На выставку привезут также работы из Иркутска.
Для широкой публики шелковый мир духовных полотен откроют в День города в музее истории Улан-Удэ, сообщает «Ариг Ус».