«Главной целью нашего путешествия был самый крупный остров Байкала – Ольхон. Но, как он нас ни манил, мы не могли избежать искушения прогуляться по Улан-Удэ, куда приземлился самолет. Первым впечатлением от столицы Бурятии стала незапланированная остановка маршрутки – дорогу неспешно переходило стадо коров.
Под звучащее в салоне цоевское «Перемен требуют наши сердца» мы рассматривали небольшие домики окраин, фигуры тигров у въезда на мост над рекой Селенга, горы в дымке. Затем прогулялись по пешеходной улице, послушали классику у музыкального фонтана рядом с Бурятским театром оперы и балета, промерили шагами огромную площадь Советов, где сфотографировались с грандиозным памятником Ленину и изучили вернисаж Зорикто Доржиева под открытым небом. Но больше, чем архитектурные объекты и ландшафтные решения, нас интересовали люди. Имея смутное представление о внешности коренного населения, мы и не предполагали, что буряты настолько красивы. Дети, взрослые, старики – их персоны приковывали взгляд, заставляли любоваться открытыми лицами, особенным разрезом глаз, цветом волос и даже манерой держаться.
Не могли оставить без внимания и «брендовую» достопримечательность Бурятии – знаменитый Иволгинский дацан, центр буддизма в России. Любопытно познакомиться с другой духовной культурой. Многое для нас было внове: ламы, проводящие экскурсии по территории комплекса, разноцветные, словно сказочные домики, храмы, доносящиеся из них необычные для православного человека песнопения. Оказывается, ходить по территории положено, как солнце, слева направо, а не так, как мы, – в хаотичном порядке от одного яркого здания к другому. Удивил и способ «чтения» молитв: на территории дацана расположены десятки больших и маленьких барабанов. Внутри хурдэ (так они называются) находятся написанные на ткани мантры. Один оборот такого барабана у буддистов приравнивается к прочитанной молитве.
Увидеть феномен Иволгинского дацана нам не удалось, хотя рассказов о нем наслушались и до, и после, и во время путешествия. В одном из специально выстроенных зданий находится Хамбо Лама Итигэлов. Глава буддистов Восточной Сибири был похоронен в июле 1927 года. Свое тело он завещал достать из могилы спустя 75 лет. В 2002 году захоронение было открыто: Итигэлов сидел в позе лотоса, с нетленной кожей. Исследования показали, что органическая составляющая тела не претерпела никаких изменений и имеет прижизненные характеристики. Более того, рассказывают, что во время служб лама покрывается потом, прибавляется и вес. Воочию увидеть Итигэлова обычному человеку можно в дни главных буддийских праздников, один из которых, кстати, отмечался спустя четыре дня после нашего посещения дацана».
Также журналист описывает пребывание на Байкале, конкретнее, на Ольхоне.