Иволгинский дацан
«Не дав принять душ и перевести не только дух, но и стрелки часов на местное время, организаторы повезли нас в культовое для всей Бурятии местечко — Иволгинский дацан, крупный буддийский комплекс. Именно отсюда начался сложный процесс возрождения буддизма, уничтоженного почти полностью в первые десятилетия Советской власти. Неожиданно для всех сразу после Великой Отечественной войны (на пике власти Сталина) общине верующих выделили земли в болотистой местности, неподалеку от поселка Верхняя Иволга. Одна из зажиточных бурятских семей пожертвовала под храм собственный небольшой дом. Он обустраивался добровольцами и старыми ламами, также внезапно амнистированными после ожесточенных сражений с фашизмом. И именно из этой постройки вырос нынешний Иволгинский дацан (монастырь).
В начале 90-х при нем открыли негосударственный университет — единственное высшее учебное заведение подобного рода в России. Сейчас здесь обучаются около 100 студентов из разных регионов России, постигающих буддийскую философию, старобурятскую письменность, канонические тексты, иконографию, медицину и прочие родственные науки. Помимо всего тут проводятся службы — хуралы, ежедневные ритуалы, молебны, общения с паломниками и туристами со всех концов света.
Живее всех живых – «нетленный старец»
Главная святыня — нетленное тело Пандито Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова. Оно было изъято из бумхана — места захоронения ламы в кедровом коробе — совсем недавно, в 2002 году. Всеобщее удивление вызвало то, что спустя 75 лет тело сохранилось. Великий восседал в той самой позе лотоса, которую принял, когда, медитируя, уходил из жизни. Дацан сразу же приобрел два мощных холодильника, но они не потребовались. Сегодня Итигэлова можно рассмотреть во всех деталях через стеклянную витрину. Его голова без всяких признаков тлена чуть наклонена вперед, глаза плотно зажмурены. В руках шелковые ленты, концы которых пропущены наружу для поклонения.
Четыре раза в год Итигэлова переодевают по сезону. Его суставы вполне подвижны.
Научное объяснение феномена пока не найдено. Говорят, что он другой человек, что у него своя карма и своя жизнь. По мнению местных, чудес и случаев исцеления им так много, что их уже перестали фиксировать. Кстати, разве не чудом выглядит такой факт: будучи руководителем РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс, посетив дацан, повелел на два года освободить его от платы за электричество. Этим здесь гордятся до сих пор.
— Знакомство с феноменом, — признается местной прессе побывавший тут чуть раньше нас популярный эстрадный певец Олег Газманов, — меня потрясло. Подобного никогда не видел и не увижу. Поистине воскрешение из мертвых.
Примерно такие же ощущения после остались и у нас. Да что там мы! В апреле священное место посетил глава Российского государства Владимир Путин, а еще раньше, в бытность президентом, Дмитрий Медведев. И оба восхитились великой тайной «нетленного старца».
Правда, справедливости ради следует отметить: если подобная достопримечательность объявилась бы в Липецкой области, наши власти сделали бы все возможное, чтобы огромному потоку туристов было удобно добираться до места паломничества. Пока дорога к дацану не отличается высоким качеством, а благоустройство вокруг него — красотой и изяществом. Здешние высокопоставленные люди, видимо, привыкли относиться к проблемам с присущей им бурятской неторопливостью.
К тому же, храмы комплекса построены из дешевого материала и вблизи выглядят значительно хуже, чем на расстоянии. Не то, что наши липецкие величавые монастыри, изящные церкви и часовенки.
Бедность — не порок
Кстати сказать, за все время пребывания в Прибайкалье мы так и не увидели роскоши, от которой рябит в глазах в той же Центральной России и буквально тошнит, когда узнаешь, каким путем немыслимые богатства приобретены. Напротив, поражались тому, как местный люд выживает в стареньких, темных домиках с печным — да-да, в Бурятии до сих пор нет природного газа, отоплением. Вдоль дорог стоят целые вереницы грузовых «Газелей», доверху нагруженных… чурбаками на продажу. Согласитесь, зрелище необычное для нас, липчан, знающих, что в каждый отдаленный хутор родной губернии давно уже пришло голубое топливо. Тут же у дорожной магистрали видны разрушенные скотофермы, жалкие машинно-тракторные мастерские, на которых вместо современных высокопроизводительных комбайнов, как у нас, ютятся старенькие зерноуборочные «Нивы», «Колосы», а из тракторов даже наш подзабытый уже липецкий колесник Т-40 в ходу.
— Неужели все так безнадежно? — спрашиваем у местных журналистов.
В ответ коллеги пожимают плечами, не понимая, о чем речь. Узнаем, что посетивший республику в 2005 году в ранге министра федерального правительства Герман Греф был еще больше потрясен убогостью края. Причем как столицы-города Улан-Удэ, так и ее окраин, до которых даже на внедорожниках было трудно добраться. Он многое предпринял, чтобы помочь привести в порядок театры, магазины, дороги и очень сильно критиковал местные власти за то, что они абсолютно неэффективно используют преимущества священного моря-озера Байкал. Кстати, сегодня грефовские здания Сбербанка выделяются своей исключительной ухоженностью даже в бедных рыбацких поселках. А прибыв накануне нашего приезда в Прибайкалье вновь, Герман Оскарович, говорят, был очень удивлен разительными переменами к лучшему.
Край приветливый, хлебосольный
Вдоль немногочисленных автодорог хлебосольные буряты очень успешно развивают свой малый бизнес. Появляются приличные кафешки, где можно отведать свежайшей баранины в ассортименте и очень вкусного, сытного, а самое главное недорогого блюда, которое называется здесь позы (типа наших увеличенных пельменей) с горячим бульоном внутри. Едят позы (по-бурятски — буузы) руками, предварительно выпив через специальное отверстие вкусную наваристую жидкость. На десерт вам обязательно предложат крохотные пампушки с медом и с байкальским чаем. Последний отличается особым вкусом и способом приготовления. Помимо ароматных и лечебных таежных трав в него добавляют... молоко и кипятят в специальном чане. Затем цедят и подают к столу. Очень вкусно. За всем этим не замечаешь бросившейся тебе поначалу в глаза бедности бытия, и даже вездесущих мух принимаешь как должное: куда же без них, окаянных и досадливых, возле пищеблока. Девственная бурятская природа очень красива, особенно мини-речки в облачении высоких холмов и гор. В их поймах пасутся табуны коней. Кумыс от кобылиц продается в кафе и в ларьках. Еще вдоль дорог много деревьев в разноцветных ленточках.
— Привяжешь свою, — поясняет нам экскурсовод, — и бурятские боги будут оберегать тебя и в дороге, и по жизни.
«Хочешь внуков — купи детям квартиру!»
Такой лозунг красуется на многочисленных рекламных щитах в Улан-Удэ. Оригинально, не правда ли? Стоимость квартир здесь приблизительно схожа с ценами на жилье в Липецке. Что же касается строительства многочисленных деревянных домиков вокруг бурятской столицы, то их здесь возводят из достаточно дешевого бруса и пиломатериалов. Стоимость сотки земли начинается от 10 тысяч рублей. Возведение домика в деревне размером шесть на восемь метров из местных стройматериалов обойдется вам всего лишь в полмиллиона рублей, не считая внутренней отделки. Практически все деревянные жилые строения не отличаются изысканной архитектурой. Срублены на одну колодку и обнесены деревянными заборами. Ни о каком достойном благоустройстве улиц в поселках не идет и речи. Разве что проезжая часть просыпана песком с гравием. Правда, нам показали и так называемую местную «рублевку». Дома из кирпича здесь только строятся. Цены на такое элитные жилье просто зашкаливают.
Ильич, похожий на бурята
Сколько езжу по России и странам СНГ, всегда удивляюсь, как же раньше власть предержащие горели желанием породнить вождя мировой революции Владимира Ленина всяк со своим краем или губернией. В Баку, например, видел Ильича с большой кепкой, похожего на азербайджанца, в Ижевске — на удмурта. А вот в Улан-Удэ товарищи коммунисты, ваяя в советские времена скульптурную композицию на главной площади, укрепили на постаменте только… голову Владимира Ильича. Очень смахивающего на бурята (мне так показалось).
Днем памятник не выглядит сиротливо — кругом народ, а вот ночью вокруг него, к сожалению, погашены огни фонарей, несмотря на то, что расположен монумент аккурат напротив главного здания республики — резиденции ее Правительства и Народного хурала. Не в почете, батенька. Не в почете.
Невольно обратили внимание и на то, что в центре города названия улиц не отличаются от наших, липецких, — улица Ленина (пешеходная — местный Арбат), Советская, Горького, Интернациональная, проспекты Победы, 50 лет Октября. Только вот о таком благоустройстве, как в Липецке, местным горожанам приходится разве что мечтать. Те же современные цветочные клумбы здесь только-только ищут постоянную прописку. Но это уже иная история. И о ней в другой раз».
Окончание статьи газета обещает в следующем номере.