26 декабря

Популярное

«Номер один»: Из-за неадекватной транспортной политики Улан-Удэ задохнется в пробках

«Номер один»: Из-за неадекватной транспортной политики Улан-Удэ задохнется в пробках
Общество,  Фото:gazeta-n1.ru
Чиновники Бурятии, начиная от главы республики, до младшего клерка администрации города, на словах озабочены решением транспортных проблем Улан-Удэ. Однако все действия чиновников, даже такие как строительство масштабных развязок, в лучшем случае дадут небольшую передышку. А в худшем - только усугубят ситуацию

Прошлая неделя была ознаменована обострением ценового спора между городской администрацией и маршрутками. Частники требуют увеличения цены за проезд сразу на 40 процентов – до двадцати рублей, администрация считает возможным увеличение лишь на рубль. Маршрутчики грозят чуть ли не забастовками. В своей позиции по цене мэрия видит себя защитницей «простых жителей Улан-Удэ». У коммерсантов своя правда: перевозить пассажиров в нашем городе все менее и менее выгодно, поскольку пассажиропоток падает.

Но кто бы ни победил в нынешнем споре, вся эта возня с ценами на маршрутки в реальности является бессмысленной и ведет город в никуда. Радикальному пересмотру подлежит сам подход городских чиновников к дорожным проблемам. Иначе город ждёт стремительное ухудшение дорожной ситуации.

Число маршруток на центральных улицах города просто неприлично велико, при этом добраться до постоянно растущих окраин можно только «с боями». Мэрия безуспешно пытается хоть на что-то повлиять, но все её действия приводят лишь к перераспределению прибыли из карманов одних частников в другие.

Городские власти на этот вызов отвечают так – расширяют в меру сил дороги, строят развязки и призывают частных перевозчиков покупать транспорт «большой вместимости». Как ни странно, первые два пункта, глобально противоречат третьему, а все вместе это ведет лишь к разрастанию пробок и проблем.

Сейчас в мире наиболее передовым исследованием в области организации городского движения является книга «Транспорт в городах, удобных для жизни» американского ученого-урбаниста Вукана Вучика.

Согласно этой книге, существуют простые закономерности в поведении городских жителей. Например, если по городу удобнее передвигаться на личном автотранспорте, большинство и будет поступать именно так. А когда в каком-либо городе перемещение на общественном транспорте категорически не устраивает подавляющее большинство населения – там возникают пробки, заторы и т.д. Потому что на улицах становится слишком много личного транспорта, который перевозит 1-2 человек, загружая дороги почти так же, как 40-местный автобус.

Как нетрудно догадаться, в Улан-Удэ общественный транспорт абсолютно не удобен для подавляющего большинства населения. Представлен он на 90 процентов микроавтобусами.

То есть число личного автотранспорта и частота его использования будут расти стремительными темпами и дальше. А значит, на трамваях, больших автобусах и даже на микриках ездить станет некому, что сделает их экономически неэффективными, у них ухудшится расписание, вновь фору получат личные автомобили. Замкнутый круг.

Единственный выход – перестать считать городские перевозки отдельным от остального Улан-Удэ явлением. И провозгласить воссоздание единой муниципальной транспортной системы главной целью существования мэрии. Потому что транспортная проблема – без преувеличения самая страшная проблема Улан-Удэ.

Чтобы по-настоящему бороться с пробками, ничего нового придумывать не надо, все уже сделано и опробовано давно в различных странах Европы. Нужно всячески стимулировать поездки на общественном транспорте и, наоборот, дестимулировать поездки на личных автомобилях. В первую очередь, начать жесткую и даже жестокую борьбу с незаконными парковками, потому что они не только загораживают проезд другим автомобилям, но и стимулируют хозяев день за днем пользоваться своей машиной.

Следующим шагом станет планомерное сокращение количества бесплатных парковочных мест в центре города. Если эта проблема станет ежедневной головной болью для владельца авто, а угроза за незаконную парковку будет жесткой и неотвратимой, это убедит многих автовладельцев передвигаться на общественном транспорте.

В Улан-Удэ проделывают нечто прямо противоположное. Вроде начали бороться с незаконными парковками машин путем их эвакуации, но пока больше на бумаге. С другой стороны, совсем недавно была открыта новая парковка прямо в центре города, на площади Советов. Это дало возможность еще большему количеству автолюбителей пользоваться своим личным транспортом, что лишь ухудшает ситуацию на дорогах.

Вообще, нужно твёрдо понимать, что единственный действенный способ борьбы с дорожными проблемами Улан-Удэ – это сокращение числа личного автотранспорта в городе. Делать это можно лишь жёсткими и непопулярными мерами по отношению к автолюбителям, всяческим поощрением пассажиров тех же трамваев.

В целом городу нужна управляемая из единого центра система городских маршрутов. При этом вовсе не обязательно воссоздавать советские автотранспортные предприятия. Достаточно поменять подход к условиям работы частников. Сейчас они получают деньги с пассажиров, при этом у мэрии способов воздействия на качество работы перевозчиков весьма и весьма немного. Получается какая-то средневековая система «кормлений». Население со всеми его проблемами отдали на откуп частникам, которые, в общем, что хотят, то и творят.

Между тем в большинстве развитых городов мира, если общественный транспорт и находится в частных руках, то платит ему сам муниципалитет, оставляя сбор денег с населения и вообще финансирование в своих руках. Чтобы получить деньги из бюджета, частник должен неукоснительно соблюдать расписание и выполнять все прочие требования властей. Таким образом, попросту исчезает проблема «невыгодных» маршрутов.

Кроме того, оставив функцию сбора денег в своих руках, муниципалитет может вводить единую систему проездных билетов.

Система единых проездных билетов способствует мобильности населения. Пассажир получает возможность доехать до нужного места с неограниченным количеством пересадок на всех общественных транспортных средствах, поскольку платит он ровно один раз в месяц и за все. После того, как население научится ездить с пересадками, городские маршруты можно будет организовать намного эффективнее, разгружая центр, повышая ту же рентабельность транспорта, улучшая его расписание.

Выгодно это будет и для населения - обладатель единого проездного билета получает подлинную свободу передвижения по городу без лишних затрат. Но проездные – это лишь одна из возможностей стимулирования поездки на общественном транспорте.

В Улан-Удэ с начала года вводится спутниковая навигация маршрутных такси, но пока эта мера сродни прикручиванию руля к ослику. Тем не менее это огромный шаг в верном направлении, поскольку спутниковая навигация вкупе с электронной картой города с движущимися автобусами существенно упростят пассажирам поездки. В дальнейшем это даст возможность оснастить остановки города электронным табло, на котором будет указываться время, через которое прибудет тот или иной автобус. Люди также получат возможность планировать свой маршрут по телефону, закачав мобильную версию электронной карты.

Соответственно, как только нормально заработает муниципальный общественный транспорт, у людей, особенно жителей отдаленных посёлков, отпадет необходимость каждый день заводить своего железного коня. Зачем тратиться на бензин, да еще с перспективой не найти места на парковке в центре города, если можно доехать на автобусе. Пусть с меньшим комфортом, но дешевле и быстрее. А перед выходом из дома можно заглянуть в телефон, увидеть, через какое время автобус подойдет к остановке.

Конечно, можно уничтожить трамваи и даже демонтировать трамвайные пути, превратив их в шоссе общего пользования. Но это приведет лишь к увеличению частного автопарка, а значит, к все большим пробкам. Избежать их уже никто не сможет, сколько денег ты ни трать на развязки и дороги. Потому что вместительного общественного транспорта не будет. Тогда город, как организм, ждет самый настоящий инфаркт.

В 2000 году городской трамвай перевез 60 миллионов пассажиров. В 2010-м из-за того, что население пересело в личные машины — только 14. При таком пассажиропотоке трамваи невыгодны в принципе

Альтернативой этому апокалиптическому сценарию может быть только муниципальный общественный транспорт, упорядоченный, с применением высоких технологий и новых знаний, но и с возвратом некоторых проверенных временем методов.

Фокус в том, что нужно вплотную заняться этой работой именно сейчас, в преддверии первого января 2013 года. В этот день с улиц Улан-Удэ должны исчезнуть «Истаны» и «Грэйсы» - вступают в силу новые федеральные требования. Город, несомненно, ждет большой кризис, но кризис - это также время больших возможностей, время, когда можно начать выстраивание эффективной системы общественного извоза без больших репрессий, сообщает «Номер один».


Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

В Монголии пересмотрят географические названия
Общество, 26.12.2025
Это коснётся топонимов на языках, отличных от монгольского
В Бурятии раздали награды за трудоустройство молодёжи
Общество, 26.12.2025
Призёры получили дипломы от правительства и подарки
Бурятский лама рассказал о страшной каре за преступления
Общество, 26.12.2025
Расплачиваться за них придётся даже в следующей жизни
В Бурятии подведены итоги по повышению финансовой грамотности населения
Общество, 26.12.2025
Также были награждены победители республиканского конкурса
Жителей севера Бурятии наградили памятными знаками
Общество, 26.12.2025
Вручены награды «100 лет Баунтовскому эвенкийскому району»
На юге Бурятии труженицу тыла поздравили с 95-летием
Общество, 26.12.2025
Поздравления принимала Таисия Кожевникова
В Монголии назвали главные события 2025 года
Общество, 26.12.2025
Среди них статуя Чингисхана, День лошади и уникальный динозавр
Паром на Ольхон завершит работу 30 декабря
Общество, 26.12.2025
Автомобильное сообщение откроется только с середины февраля
^