Что таил в себе волшебный остров Байкала почти полвека назад, поведали летописи охотоведа
Ольхонская зима в 1985 покрыла Байкал льдом уже в январе. 30 числа на острове внезапно потеплело до 4 градусов по Цельсию при том, что накануне было – 26 градусов. Как отмечают в заповеднике, температурные зимние качели со временем никуда не исчезли, а вот ледостав в январе-2025 запоздал: открытые участки воды наблюдались на озере вплоть до февраля.
- Весна в 1985 «выдалась поздней и медленно наступающей»: первая робкая оттепель зафиксирована 17 марта, а «толстый и торосистый» лёд показал первые полыньи «только во второй половине мая», - говорится в документах 40-летней давности.
В 2025 же году частые и продолжительные оттепели случались уже в первой декаде марта, а лёд практически исчез в апреле; 27 числа начала свою работу паромная переправа.
Лето-1985 выдалось «типичное», «сухое, прохладное, хотя и без сильных ветров». В июле «не выпало ни одного дождя»! Сорок лет спустя лето выдалось обильным на осадки и жаркую погоду, которые перемежались: столбик термометра часто приближался к 30 градусам тепла, а дождями на острове размыло дороги.
- Осень сорокалетней давности накрыла Ольхон первым снегом уже 21 сентября, а «к концу сентября начали интенсивно реветь изюбри, что связано с установлением снегового покрова на хребтах заказника». В году нынешнем отмечена похожая картина: в лесистой части острова снег лёг уже в октябре, в степях же он по-прежнему редкий и быстро исчезающий гость, - говорится в документе.
40 прошедших лет изменили и фауну острова: в прошлом веке там ещё можно было встретить бородатую куропатку… а вот наткнуться на изюбря – вряд ли. Их в Ольхонском заказнике было всего 18. Спустя четыре десятилетия результаты учёта порадовали научных сотрудников: популяция этого зверя на Ольхоне достигла почти 240 особей.

Наблюдения егерей Ольхонского заказника и его старшего охотоведа – Виталия Васильевича Бордуноса, являются ценным материалом для нынешних поколений государственных инспекторов и научных сотрудников Заповедного Прибайкалья. Они продолжают вести летописи природы, где каждый факт имеет значение для понимания жизни Байкала и роли человека в ней, заключили в учреждении.