19 декабря

18 декабря

Популярное

В Улан-Удэ Русский драмтеатр показал бриллиант Вампилова в новой оправе

В Улан-Удэ Русский драмтеатр показал бриллиант Вампилова в новой оправе
Общество,  Фото:Baikal-daily.ru

«Байкал-Daily» сходил на охоту

Когда-то скандальную, вызывающую, нелицеприятную для советского строя «Утиную охоту» (16+) в театрах СССР и России с 1976 года ставили три десятка (если не больше!) раз. В 2025 году попытался это сделать и театр имени Бестужева в Улан-Удэ. Его худрук Вячеслав Дьяченко прав: пьесы Александра Вампилова должны быть в репертуаре. В обязательном порядке! Байкал-то совсем рядом!

Перед пресс-показом было интересно, как же решил режиссёр Евгений Мордвин главный бытовой вопрос пьесы: квартирный. 55 лет назад, когда была опубликована «Утиная охота», жилплощадь трудящимся просто «давали». От предприятий и учреждений. В век капитализма те, кому менее сорока, и термина-то такого не поймут. Проблему тактично обошли: понятно, что квартиру главный герой Зилов получает от свой конторы, в которой ни шатко ни валко просиживает штаны наёмным менеджером. Таких в стране сейчас миллионы. Правда, жильё им чаще всего не предоставляют.

Пьесу изрядно обрезали, сохранив канву, часть проникновенных диалогов и философских монологов. Избавились от игрушечного кота на новоселье Зиловых, вечного дождя за окнами, прогнозов погоды, звонков в общежитие, другой шелухи из 60-70-х годов XX века. Все герои с мобильниками. Вместо писем – смски. Одежда новая, чаще повседневная. В общем, осовременили.

Много музыкальных ритмичных отбивок с участием всего состава артистов в стиле КВН. Движения, пластика отработаны. Отбивки используют для смены декораций (Вампилов, кстати, планировал делать это при помощи поворотного круга). Плюсом отбивки создают хорошую динамику там, где по сюжету она необходима. Ну и публика находится от них в тонусе. Шутки, гэги местами хороши, в меру сексуальны и даже уместны, но пока чаще всего что называется переиграны. Впрочем, молодой части зрителей и в таком виде стопроцентно «заходят».

Локализация поразительным образом тоже присутствует: поступление героини на иняз (так в пьесе!) и назначенная встреча на площади Советов. Что, собственно, в Улан-Удэ рядом. Местные поймут. А так, всё на 99% близко к оригинальному тексту. И он воспринимается вполне современным.

Пересказывать кратко сюжет, думается, смысла нет. 

И так его все знают.

Пробежимся же по некоторым героям, созданным артистами образам. По тем, кто зацепил.

У Вампилова десять персонажей. В постановке Мордвина - 11. Как мы поняли, чуть ли не сам драматург (актёр Анатолий Иванов) периодически следит за действом на сцене. Возможно, это не так. И нам просто показалось…

Итак, Зилов (актёр Шафиров) – главный герой, повеса, пьяница, «работающий» в офисе от и до, находящийся в любовном треугольнике, мило общающийся и с прежней любовницей. Вокруг него всё и крутится. Он же всех, включая жену и любовниц, достаёт, а эти «все» его пытаются спасти. У Шафирова (не знаем, намеренно или подсознательно) Зилов получился этаким шишковским гопником с признаками высшего образования, полученного в местном техническом вузе. Но работающего совсем не по специальности. Если бы Вампилов писал «Утиную охоту» сегодня, то, возможно, именно таким бы увидел своего героя.

Жена Зилова Галина (актриса Валерия Шайхудинова), уставшая от измен мужа, вспомнившая свою первую детскую любовь, выросшего мальчика, который пишет ей смски. Тут хорош контраст: высоченный, как и предполагал драматург, Зилов, и невысокая, хрупкая, изящная Галина. Всем диалогам о смысле их бессмысленной после шести лет вместе семейной жизни искренне веришь. Особенно хороша кульминация пьесы: разговор Зилова с уходящей от него навсегда Галиной через запертую дверь.

Галина спустя пару минут реально покидает квартиру. А у двери появляется Ирина - абитуриентка, юная любовница Зилова (студентка ВСГИКа, артистка Юлия Свентицкая). С ней, думая, что разговаривает с женой, и продолжает общаться любитель охоты на уток. Достойно. Без какого-то надрыва у всей троицы. Юлии же, видимо, пока легко играть детскую непосредственность, когда сама ещё в чём-то ребёнок.

Чрезвычайно хорош и органичен Саяпин – коллега Зилова по работе (актёр Никита Шабанов)! Это такой юморной пухлячок, встречающийся нынче в тех же телесериалах на абсолютно все темы: от мелодрам до полицейских боевиков. Добрая работа!

Кушак – начальник Зилова (актёр Леонид Иванов). Его неуверенность в бытовых сценах, вне офиса выглядит слегка наигранно. Ну, не бывает сейчас таких начальников! Они теперь прут везде и всегда как танки. Но у Вампилова руководитель конторы именно такой.

Драматург в ремарках достаточно подробно описал типажи своих героев. И режиссёру Мордвину удалось подобрать из труппы Русского театра таких артистов. Что, конечно же, большой плюс вкупе с соответствием оригинальному тексту, о котором мы писали выше.

Вампилов в комментариях много внимания также уделяет световым решениям и музыкальному оформлению. Тут, как мы увидели и услышали, всё сделано в соответствии с пожеланиями автора. Но, естественно, на современном уровне развития техники.

Есть давний спор:

Вампилов драматург только своего времени, условных шестидесятых? Или его тексты, диалоги можно приспособить к любой реальности?

Думаем, что люди, их внутренняя сущность, механика отношений между ними, не меняются из века в век, из десятилетия в десятилетие. Из года в год одно и то же: люди встречаются, влюбляются, женятся, изменяют, разводятся... Пресловутый квартирный вопрос, опять же, портит человека до сих пор, как и в 30-е, 70-е годы ХХ века. Театр имени Бестужева, обратившись к «Утиной охоте», ещё раз доказал и показал именно это. 

А зритель «Утиной охоты» в версии театра имени Бестужева уж сам решит: следить ему на сцене за современной, чаще весьма динамичной формой постановки. Или всё же за содержанием, внимательно прислушиваясь к таким простым, но жизненным, скорее даже гениальным репликам вампиловских героев.

Наверное, это можно и объединить. Но честно: у нас с первого раза как-то не получилось. Придётся посмотреть ещё, и ещё.

Премьера спектакля по пьесе Александра Вампилова на сцене Русского драмтеатра состоится 21 и 22 февраля.

Возрастное ограничение 16+


Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

На мясной ярмарке в Улан-Удэ продали более 160 тонн мяса
Общество, 19.12.2025
Особым спросом у горожан пользовалась именно говядина 
В Улан-Удэ дети со снежками застращали автомобилистов
Общество, 19.12.2025
В соцсетях заявили, что на них нет никакой управы 
‎В Улан-Удэ снегом завалило трамвайные пути
Общество, 19.12.2025
Водителям приходилось разгребать его самостоятельно
Улан-удэнка присвоила телефон, найденный в пункте выдачи заказов
Общество, 19.12.2025
Владелица смартфона оставила его в примерочной
Руководитель «Горсвета»: Работа со светофорами в Улан-Удэ у нас поставлена
Общество, 19.12.2025
Работа МБУ «Горсвет» - это не только более 36 тысяч светильников на дорогах города, архитектурная подсветка, новогоднее световое настроение главной площади. Но и тщательная работа со светофорами в Улан-Удэ
В Улан-Удэ театр «Ульгэр» представит премьеру «Свет мой, зеркальце! Скажи»
Общество, 19.12.2025
Творческая команда театра трудилась над спектаклем полгода
Приехавшие в Бурятию жители Монголии лишились костей и кое-чего ещё
Общество, 19.12.2025
Их развернули на границе и отправили обратно
В Бурятии осудили мужчину, погубившего жену в ДТП
Общество, 19.12.2025
Его отправили на принудительные работы
Узнают ли жители Бурятии про разумную жизнь из глубин Вселенной?
Общество, 19.12.2025
19 декабря межзвёздное тело 3I/ATLAS максимально близко пролетит от Земли
В Бурятии заработала ледовая переправа через реку Муя
Общество, 19.12.2025
Водителям напомнили о необходимости соблюдения мер безопасности на переправе
В Бурятии вновь состоится международный музыкальный фестиваль
Общество, 19.12.2025
Его опять проведут в Заиграевском районе
^