17 декабря

16 декабря

Популярное

Почему шаманизм не станет в России официальной религией

Почему шаманизм не станет в России официальной религией
Общество,  Фото:Сергей Тарасенко
Человек, называющий себя заместителем верховного шамана России, заявил, что шаманы будут добиваться официального статуса религии в России для своих верований. Эксперт пояснил, почему это невозможно

19 июня иркутянин Артур Цыбиков, называющий себя заместителем верховного шамана России, заявил, что шаманы страны намерены объединиться в единую организацию. И уже направили открытое письмо на имя президента РФ, в Совет Федерации, сделали обращение в Госдуму, в котором попросили рассмотреть вопрос признания шаманизма в качестве официальной религии в России.

Действует Цыбиков с санкции недавно избранного верховного шамана России 70-летнего Кара-Оола Допчун-Оола из Тувы. Однако легитимность прошедших в Туве 9 июня выборов вызывает вопросы, сообщают «Известия». Среди опрошенных изданием людей, которые называют себя шаманами, в том числе потомственными, большинство никогда не слышало о выборах верховного шамана России.

«Известия» приводят мнение заместителя председателя экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при министерстве юстиции РФ Александра Дворкина, почему шаманизм не может быть признан официальной религией.

Во-первых, потому что в России нет статуса официальной религии, уточняют «Известия».

- Такой статус никак не прописан ни в каких законах. В преамбуле к закону о свободе совести говорится, что Российская Федерация признает четыре традиционные конфессии народов России. В первую очередь культурообразующая религия — православие. Плюс ислам, буддизм, иудаизм. Но это звучит только в преамбуле закона, и в самом законе никак не разъясняется, что это значит. Много лет идут разговоры о том, что хорошо бы расшифровать. Но это уже речь о внесении дополнений в закон, — сказал порталу iz.ru Дворкин.

Вторая причина в том, что верховным шаманом России, который поручил Артуру Цыбикову добиваться признания шаманизма на государственном уровне, может назваться кто угодно.

- Нет верховного шамана России, поскольку не существует единого шаманского организованного сообщества, которое провело бы выборы собственного главы, — настаивает эксперт. — То есть любой человек может объявить себя верховным шаманом России. Я тоже могу заявить себя ну, скажем, верховным бородачом России, но это будет исключительно заявление о себе самом.

Третья и самая главная причина в том, что шаманизм не может называться религией. Только религиозно-магической практикой.

- Даже если мы говорим о традиционном шаманизме, который практиковался у некоторых народов, он не объединен ни в какую организацию, систему. Есть шаман племени, у другого племени может быть совсем другой шаман. Не существует аутентичных школ шаманов. Нельзя научиться быть шаманом, поступить на курсы, получить диплом. Когда шаман умирает, он передаёт свою связь с духами, свои силы и полномочия одному из своих учеников. На этом шаманизм построен. Таким образом, всевозможные шаманские курсы и обучающие семинары, на которые сегодня зазывают доверчивых граждан, — абсолютный оккультный новодел, имеющий примерно такое же отношение к настоящему шаманизму, как развесистая клюква к подлинной российской флоре.

И преемственность, необходимая для продолжения шаманской традиции на территории России, была прервана в годы советской власти. Это, по убеждению исследователя, делает многих, называющих себя шаманами, самозванцами.

1,2% россиян, или 1,7 млн человек, исповедуют традиционную религию своих предков, поклоняются богам и силам природы. Таковы данные всероссийского исследования «Атлас религий и национальностей», проведенного службой «Среда» в августе 2012 года в 79 из 83 регионов РФ. Иудеями назвали себя гораздо меньше людей — около 0,1%, или 140 тыс.

Почему при этом иудаизм можно считать традиционной конфессией народов России, а шаманизм нет, отдельно пояснил Александр Дворкин. «Иудаизм — это всё-таки одна из достаточно древних религий, которая присуща конкретному народу, населяющему достаточно давно нашу страну. У иудаизма есть традиционность, культура, преемственность. То же самое можно сказать про ислам и про буддизм, хотя последний более-менее традиционен лишь для трех регионов страны: Калмыкии, Бурятии и Тувы. У шаманизма нет организации, нет традиционности. Он состоит из шаманов, и каждый шаман сам практикует связь с духами по своим методикам.




Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

В Бурятии рассказали о праздничных мероприятиях на новогодние выходные
Общество, 17.12.2025
Они состоятся во всех районах и городах республики
В Бурятии снесли заброшенные очистные возле Байкала
Общество, 17.12.2025

Разрабатывается ПСД для строительства новых

В Бурятии фотоловушка засняла ночную прогулку зайца-беляка
Общество, 17.12.2025
На кадры попал обитатель фауны Тункинского района
В Улан-Удэ приедет легенда фигурного катания
Общество, 17.12.2025
Артур Дмитриев проведёт мастер-класс для спортсменов республики
Забайкальский жеребец получил высокую оценку в Германии
Общество, 17.12.2025
Немецкие специалисты племенного дела заинтересовались забайкальской породой
Бурятия и Монголия укрепляют образовательные связи
Общество, 17.12.2025
Школы двух стран подписали соглашения о взаимном сотрудничестве
В Бурятии увеличится выкупная цена за земельные участки под жилыми домами
Общество, 17.12.2025
В 2026 году она будет составлять 15-кратный размер налоговой ставки
Въезд через МАПП «Забайкальск» стал доступен по электронной визе
Общество, 17.12.2025
Её могут оформить граждане иностранных государств
Ёлка в районе Бурятии останется без ледяных горок
Общество, 17.12.2025
Решение было принято в целях защиты здоровья и жизни посетителей
Школьники из Бурятии смогут иллюстрировать «Сказки народов России»
Общество, 17.12.2025

С января 2026 года стартует Всероссийский конкурс

Улан-удэнский трамвай дожил до 67 лет
Общество, 17.12.2025

Первый трамвай выехал на маршрут в 1958 году

^