Почти треть россиян — 35% — с недоверием относится к пропаганде. 25% граждан испытывают к ней безразличие, а 24% — антипатию. Такие данные приводят «Известия» со ссылкой на ВЦИОМ. При этом больше половины респондентов — 56% — однозначно полагают, что пропаганда вредна для общества. В то, что от неё больше пользы, верят только 26% респондентов. Заниматься пропагандой имеет право государство, полагают 45% россиян, общественные организации (35%), СМИ (31%), любой гражданин (29%), политические партии (27%) и религиозные объединения (18%). Еще 9% респондентов уверены, что этим правом не обладает никто.
Само слово «пропаганда» вызывает негатив у 41% россиян. Первые ассоциации, которые в этой связи возникают у граждан нашей страны, — навязывание мнения, ложь, экстремизм, развал России, приукрашивание реальности и провокации.
Однако другая часть опрошенных — 45% — относится к пропаганде скорее нейтрально. По их мнению, это всего лишь обнародование информации, агитация, реклама и инструмент политического воздействия.
Положительные ассоциации пропаганда вызывает только у 1% граждан — и этот процент связывает её со здоровым образом жизни. Примечательно, что 2% респондентов сообщили, что слышат о пропаганде впервые, а еще 24% ответить на вопрос социологов затруднились.
При этом россияне убеждены, что пропаганда нужна, однако не во всех сферах. Так, граждане считают, что пропагандировать можно соблюдение правил дорожного движения (97%), здоровый образ жизни (96%), благотворительность (94%), мировые и российские достижения в науке (93 и 92%). Кроме того, пропаганда допустима и в случаях, когда речь идет о новых направлениях в искусстве (85%) и в философии (79%). Большинство опрошенных также положительно относится к пропаганде политических взглядов президента (76%) и отдельных категорий россиян (53%).
Неоднозначно настроены россияне к религиозной пропаганде. Если она касается православия, 72% граждан ее поддерживают. Однако в случае с другими конфессиями 41% респондентов высказались «за» и 52% — «против».
В числе того, что пропагандировать нельзя, россияне назвали оппозиционные политические взгляды (50%), ненависть к врагам России (73%) и национализм (87%).
При этом россияне полагают, что заниматься пропагандой имеет право государство (45%), общественные организации (35%), СМИ (31%), любой гражданин (29%), политические партии (27%) и религиозные объединения (18%). Еще 9% респондентов уверены, что этим правом не обладает никто.
Руководитель практики политического анализа и консультирования ВЦИОМа Михаил Мамонов, комментируя для «Известий» итоги опроса, отметил предсказуемость ситуации. С одной стороны, россияне заявляют о нетерпимости к пропаганде, с другой — признают ее необходимость.
— Причина в размытых границах этого явления и — в советском прошлом. Россияне поддерживают распространение неполитических идей и взглядов, но не приемлют политическое давление. Отсюда и отрицательное отношение к пропаганде в целом, которая на уровне спонтанных оценок рассматривается именно в политическом контексте, — пояснил социолог.
Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает, что в российском обществе есть представление о самоценности политических свобод и отторжение наиболее агрессивных видов принуждения к политическому повиновению.
— Слову «пропаганда» не повезло — оно на закате советской власти справедливо ассоциировалось с такими формами. Можно долго рассуждать о мечте вернуться в СССР, но всё же период отторжения советского строя не прошел для общества впустую. Кроме того, нельзя сказать, что за постсоветские годы появились какие-то политические темы, которые гражданам настолько понравились, что они хотели бы пропагандировать их и были бы готовы ради этого смягчить отношение к понятию «пропаганда», — заявил политолог.
Опрос «ВЦИОМ-Спутник» проводился 16 и 17 ноября 2017 года. Участие в нём приняли 1,2 тысяч человек.