В Санкт-Петербурге завершил работу ХIII dсероссийский театральный фестиваль имени Александра Володина «Пять вечеров», в котором принял участие Государственный русский драматический театр им.Н.А.Бестужева со спектаклем Сергея Левицкого «Осенний марафон».
В этом году в программе «Пяти вечеров» было представлено семь коллективов из Санкт-Петербурга, Москвы, Воронежа, Тюмени, Нижневартовска и Улан-Удэ. Проходя на это раз под девизом – «Чехов, Володин и другие», театральный форум определял «володинские» темы и атмосферу в произведениях других авторов. На разных театральных площадках города были показаны спектакли по произведениям Чехова, Веллера, Шишкина и, конечно, Володина.
- Мы выбираем (на фестиваль – прим.авт) то, о чем стоит разговаривать, смотрим, какие подходы к текстам Володина театр нам сегодня предлагает. А он предлагает разные подходы, так, например, чтение Володина, как сугубо поэтического текста, поэзии, лишенной всякого быта, либо – спектакли, когда ставят сервант, тахту и включают ретро музыку. Нас интересует судьба володинских текстов в руках разных режиссеров самых разных поколений, самых разных направлений. Сергей Левицкий – режиссер, имя которого зазвучало в последние годы в театральном пространстве – победа на «Ново-Сибирском транзите», «Маска Плюс» прошлого года, триумфальный показ «Фронтовички» осенью в Балтийском доме. Было интересно посмотреть, что происходит в спектакле «Осенний марафон» уже вживую. Его ставят редко, но ставят», - говорит главный редактор и директор «Петербургского театрального журнала», арт-директор фестиваля «Пять вечеров» Марина Дмитревская.
8 февраля в знакомом уже бестужевцам театре-фестивале «Балтийский дом» Русский драмтеатр показал «Осенний марафон» по пьесе Александра Володина. Зрители Санкт-Петербурга тепло приняли коллектив улан-удэнского театра, на поклоне долго аплодировали и дарили цветы. На следующий день в редакции «Петербургского театрального журнала», организатора фестиваля, прошло обсуждение. Театральные критики неоднозначно оценили спектакль.
- Театральные критики разделились на два лагеря: одним он понравился, они приняли такую форму, такой подход к Володину, жесткий, холодный, с «неживыми» людьми, которые маются в этом маленьком городе, где, казалось бы, возьми и выйди из него, а выйти невозможно, где все повторяется, где атмосфера и какая-то давящая «серость» не дает человеку возможности выхода из тупика. А другие эксперты категорически не приняли спектакль, им показалось, что это диссонирует и с самим Володиным, и с пьесой, персонажи, лишенные всяких живых красок, не могут быть в таком виде представлены, – отмечает режиссер Сергей Левицкий.
- Пространство «Осеннего марафона» превращается в нечто страшное, холодное и фантасмагорическое, безумное, сюрреалистическое. В этом спектакле персонажи уходят в эксцентрику, в маски, превращаются в куклы старого мифа, какой-то старой реальности, о которой мы размышляем. Я увидела режиссера уже во «Фронтовичке», у которого есть лицо. Да, у меня могли быть вопросы, что-то в этом спектакле в меня не попадало. Но я видела, что у него музыкально-визуальная ткань срастается, он работает с очень крупными образами, это своя особенная поэзия, и если в центре есть сильный актер, или хотя бы эмоциональный, то вся эта конструкция кружит вокруг. Это кружение есть и в этом спектакле. Есть музыка, есть бег, ритм спектакля, есть простые, но сильные образы, «берущие тебя», - рассказывает театровед, театральный критик Оксана Кушляева.
- Спектакль продемонстрировал сопротивление материала. Саркастический взгляд автора сценического произведения не может быть применен к Володинскому тексту. Сарказм – та вещь, которая хорошо сочетается с сарказмом в литературе, а с Володиным никак, - резюмирует ректор Новосибирского государственного театрального института, доцент кафедры истории театра, литературы и музыки НГТИ Яна Глембоцкая.
По информации министерства культуры Бурятии