В Бурятии могут вновь появиться вытрезвители, закрытые пять лет назад. Сейчас в администрации Улан-Удэ изучают вытрезвители Татарстана. Перенять успешный опыт правительству республики предложило правительство Архангельской области. Предложение проработать открытие в Улан-Удэ своего вытрезвителя поступило городским властям также от МВД республики.
Как пояснили «Байкал-Daily» в комитете по социальной и молодёжной политике администрации Улан-Удэ, пока этот опыт только изучается.
- Мы просматриваем опыт республики Татарстан, смотрим в том числе имеющуюся у нас материальную базу. Но все решения будут приниматься только правительством республики после обсуждения этого вопроса, - сообщили в комитете.
Сроки возможного обсуждения в комитете назвать затруднились.
По данным МВД, каждое 4 зарегистрированное в Бурятии преступление совершается в состоянии алкогольного опьянения.
Раньше все вытрезвители России находились в ведении МВД. В 2011 году их закрыли, а забота о тех, кому необходимо просто проспаться, стала головной болью медиков. Все сообщения об отравлениях, обморожениях и прочих «пьяных» проблемах поступают на телефон «03». Нетрезвых граждан полицейские свозят в близлежащие больницы, где люди по-настоящему болеют, а врачи занимаются лечением. По данным прошлого года, за год на 17 тысяч вызовов «Скорой помощи» около 14% (около 2,3 тысячи) пришлось на нетрезвых граждан.
С инициативой вернуть вытрезвители медики Бурятии выступают уже не первый год. Идею поддерживают и в республиканском наркодиспансере.
- Сегодня оказание помощи лицам в состоянии алкогольного опьянения осуществляется, в соответствии с приказом МВД, согласованном с министерством здравоохранения. Полицейские вызывают «скорую помощь», и фельдшер определяет, нуждается ли лицо в медицинской помощи. Дифференцировать, есть ли потребность в медицинском вмешательстве, у людей в состоянии опьянения достаточно сложно. Поэтому всех лиц в состоянии алкогольного опьянения доставляют в медицинские организации. Складывается ситуация, когда приемный покой в больнице скорой помощи, в республиканском наркодиспансере свозится много лиц в состоянии алкогольного опьянения. К нам в сутки поступает от 8 до 16 человек. При наличии медвытрезвителей они могли бы находиться там, чтобы не отморозить себе конечности и не стать субъектами правонарушений и преступлений, уверен главный врач республиканского наркодиспансера Андрей Михеев.
Правовой статус медвытрезвителей не определён, пояснил главврач.
- В номенклатуре медицинских организаций такого понятия нет. Потому что этим людям в большинстве не требуется медицинская помощь - это не заболевание. Поэтому есть рекомендации круглого стола, который прошёл в Госдуме - в городах свыше 100 тысяч населения создавать не медицинские учреждения. Это было бы оптимальным решением, - отметил Андрей Михеев.
Поддерживает необходимость вытрезвлять пьяных не в больницах, а в спецучреждениях и общественный совет республики. Поскольку эта деятельность больше не финансируется государством, теперь расходы на ночлежки для пьяных, как правило, берут на себя муниципалитеты.
Успешный опыт Татарстана, который и предлагается перенять Бурятии, начат в 2011 году когда, закрылись государственные вытрезвители. Вместо них в Альметьевске был открыт первый «медицинский центр детоксикации». В 2013 году репортаж о нём снял телеканал «НТВ».
- Вытрезвитель был карательным органом. Теперь мы принимаем граждан с целью сохранения их жизни. С лёгкой степенью опьянения в вытрезвитель не забирают, - пояснил журналистам руководитель учреждения.
Ночёвка в вытрезвителе Альметьевска стоит 400 рублей, адоброе отношение к алкоголикам, по данным НТВ, в 2013 году обошлось бюджету 6 миллионов рублей в год, при населении 152 тысячи человек.
Позднее опыт Альметьевска признали успешным и выделили ещё 30 миллионов на открытие в республике ещё 9 центров. Сегодня такие учреждения есть в 9 городах Татарстана. Общее количество койко-мест – 110 штук, штат персонала - 99 единиц. Средства на содержание учреждений предусматриваются в бюджете республики. На 2016 и 2017 годы бюджетом предусмотрено по 38,2 миллиона рублей в год.