В Совете Федерации готовят предложение о ликвидации Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) и возврате к прямому бюджетному финансированию медпомощи. Ряд сенаторов убеждены, что в условиях кризиса это является необходимым условием для реализации конституционного права граждан на охрану здоровья, сообщают «Известия».
В последнее время, отмечают эксперты, наблюдается резкий рост числа жалоб на то, что людям либо отказывают в бесплатной медицинской помощи, либо заставляют ждать по несколько месяцев.
В среду состоялось заседание комиссии по мониторингу экономической ситуации Совета Федерации, на котором были рассмотрены структура доклада об экономической ситуации в стране и предложения по модернизации экономики и выходу из кризиса. В этом документе, который предполагается рассмотреть примерно через месяц на пленарном заседании верхней палаты, есть экономическая и социальная части.
В последней, где идет речь об обеспечении социальной защищенности в условиях кризиса, говорится о необходимости отказаться от нынешней системы финансирования медицинской помощи.
Председатель комиссии Сергей Калашников заявил, что необходимо принять закон «О финансировании медицинской помощи в Российской Федерации», который упразднит ФОМС, возложит эти затраты на бюджет и предусмотрит перевод финансирования на федеральный и региональный уровни.
— Правительство пока не идет на то, чтобы коренным образом поменять систему. Оно боится любых изменений, надеясь, что всё само рассосется. Критичность ситуации заставит принять это решение. Другое дело, что жить в это время прекрасное многим не придется, — говорит сенатор. — Страховые организации по логике вещей должны заниматься превентивной медициной, ведь легче предупредить болезнь, чем потом лечить. А у нас система профилактики полностью потеряна, хотя была главной особенностью семашковской модели медицины, перенятой половиной мира.
Сейчас в регионах одновременно действуют две программы медпомощи: общефедеральная программа-минимум, который обеспечивает ФОМС. И кроме того, каждый регион принимает в дополнение свою программу. При этом хуже всего тем регионам, которые решили, что не могут снижать уровень медицинских гарантий, и взяли те же социальные обязательства, которые были в 2014–2015 годах. А экономическая ситуация резко ухудшилась. На регионы возложена обязанность платить за неработающее население — пенсионеров, безработных и т.д. Эти граждане не платят в фонд, за них платит субъект, у которого зачастую нет денег.
Получается замкнутый круг: чем больше в регионе пенсионеров, безработных, людей, занятых в теневой экономике, тем больше региональный бюджет должен выделять денег. И вместе с тем по этой же причине — относительно небольшая доля работающих и платящих налоги граждан, то есть регион имеет меньше возможностей платить.