Выставка посвящена знаменательным датам 2016 года – 275-летию Тамчинского дацана и 70-летию Иволгинского дацана.
На территории Бурятии буддизм получил распространение в XVI-XVII вв. и в 1741 г. указом императрицы Елизаветы Петровны он был признан одной из традиционных религий России. Позднее, указом Екатерины II в 1764 г. был утвержден Институт Пандито Хамбо лам, который способствовал автокефальности буддийской церкви России.
В Бурятии буддийские монастыри фактически были главными духовными и культурными центрами традиционного бурятского общества. Выставка состоит из трех блоков, основанных на материалах трех Резиденций Пандито Хамбо лам.
В 1741 году первой резиденцией стал Хилгантуйский (Цонгольский) дацан (тиб. Балдан Брэйбун). На выставке представлены предметы, связанные с I Пандито Хамбо ламой Дамба-Даржа Заяевым: головной убор «натан», жаик – устав внутреннего распорядка Цонгольского дацана, том серебряного философского канона Ганджур XVIIIв., танка «Хумун-хан» и др.
В 1809 году резиденцией стал Тамчинский, или Гусиноозерский дацан (тиб. Даши Гандан Даржалинг),историческая и художественная самобытность которого наглядно представлена в экспозиции. Это уникальная работа I Джебзун-Дамба-хутухты (бур. Ундэр гэгэна) Дзанабадзара «Амитаюс», показывает непосредственную связь с монгольским монастырем Джебзун-Дамба-хутухты в Урге. Также здесь представлены редкие архивные документы, фотографии, учебная, философская и ритуальная литература, личные вещи, головные уборы, одеяния Пандито Хамбо лам Д. Гомбоева, Ч-Д. Иролтуева, Д.Д. Итигэлова. Тамчинский дацан включал в себя 16 сумэ, посвященных разным божествам, которые представлены на выставке на буддийских танка, выполненных как бурятскими мастерами, так и тибетскими мастерами, работавшими в мастерских Далай-ламы в Лхасе.
В конце XIX в. буддизм становится мощной религиозной и политической силой, оказавшей значительное влияние на становление национального самосознания бурят. Возникло профессиональное искусство буддийской живописи, скульптуры, культового зодчества, декоративного оформления интерьера храма, храмовой обрядности и ритуальных мистерий.
На выставке показаны предметы, раскрывающие деятельность эмчи-лам: лист Атласа тибетской медицины, старинные медицинские инструменты, рецептурники – жоры Ч-Д. Иролтуева, Д.Д. Итигэлова.
После антирелигиозных гонений 30-х гг., в 1945-46 гг. строится Иволгинский дацан. Он становится третьей резиденцией.
Иволгинский дацан «Хамбын Хурэ» (тиб. Гандан Даши Чойнхорлин), в переводе «Колесо Учения, дарующее счастье и полную радость» является Резиденцией Главы Буддийской традиционной Сангхи России – Пандито Хамбо ламы. Иволгинский дацан был первым послевоенным буддийским центром, основанным в 1946 г. в селении Верхняя Иволга. Сегодня Иволгинский дацан представляет собой крупный буддийский монастырский комплекс, памятник истории и архитектуры. В архитектуре дацана отражены уникальные традиции бурятского зодчества. В данном блоке выставки представлены детали архитектурного декора старых дацанов, предметы культового обихода, сообщает информационный центр минкультуры Бурятии.