Опираясь на данные, полученные в ходе экспедиции в августе 2015 года, он заявляет, что намного выросло количество моторизованных диких туристов, которые губят, прежде всего, Сарайский залив и северную часть острова.
В 2011 году с 28 июля по 1 августа научный отдел Прибайкальского национального парка, где тогда работал Виталий Рябцев, насчитал на Ольхоне на 595 палаток и при них 316 автомобилей. В 2014 году подсчёт велся сотрудниками БЭВ с 4 по 8 августа: 790 палаток (на каждую в среднем приходится по два человека) и 470 автомобилей. В 2015 году с 5 по 10 августа: 959 палаток и 557 автомобилей.
- По моей приблизительной оценке, на всех ольхонских турбазах, отелях и семейных гостиницах единовременно может находиться до 8 тыс. человек (в реальности полностью все места не заполняются даже в пик сезона). Значительная их часть прибывает сюда на собственных автомобилях, - говорит Виталий Рябцев. - В высокий сезон (июль-август) сотни таких машин выезжают из хужирских турбаз и курсируют по острову, скапливаясь в популярных местах отдыха Сарайский и Хужирский заливы, оз. Ханхой и др. Соответственно увеличился «вклад» этой категории отдыхающих в разрушение ольхонской природы. В результате места, входящие в обязательную программу экскурсий, прежде всего мысы Хобой, Три Брата, Гора Любви, испытывают запредельную нагрузку. Обширные территории полностью лишились травянистого покрова (в том числе длинного списка краснокнижных видов). Назрела необходимость создания здесь кольцевых дорожек для того, чтобы сократить масштабы вытаптывания.
Но прежде всего Виталий Рябцев предлагает решить проблему Сарайского пляжа, самого популярного на острове. По его словам, нужно запретить въезд сюда автотранспорта, размещение здесь стихийных палаточных лагерей.
- Нужно создать вдоль берега цепочку официальных обустроенных палаточных стоянок, - говорит эколог. - Со столами/лавками, кострищами, мусорными баками, туалетами, местами под палатки. Общей вместимостью, примерно на 100-150 палаток. И пусть там отдыхают безмоторные туристы. А для моторизованных – турбазы, отели, семейные гостиницы. Кстати, на многих частных подворьях можно жить и в палатках, внося минимальную плату. Зато – и палатки и машины под присмотром. А до пляжа можно дойти за 10-20 минут. В итоге будет достигнут не только природоохранный эффект, но и значительно возрастет вклад туризма в местную экономику. Да, многие «сарайцы» будут очень недовольны. Но альтернативы нет. Либо своеобразный нынешний массовый «отдых» продолжится и в итоге Сарайский залив лет за 15-20 лишится уникальных лесов, превратится в голые (и скорее всего подвижные) дюны, либо этому безобразию будет положен конец. Потребуется преодолеть немало и правовых и технических сложностей. Для «зачистки» Сарайского залива, вероятно, не обойтись без привлечения ОМОН. Но в целом предложенный выше план вполне реален. А статус и природоохранный режим национального парка в определенной степени облегчают реализацию предложенных мер.
Текст, где анализируется эта ситуация, размещенный в социальных сетях, уже вызвал неоднозначную реакцию. К примеру, одна из жительниц Иркутска в Фейсбуке просит не равнять всех туристов: «В этих заметках, наряду с нормальным содержанием и разумными предложениями, создан собирательный образ диких, дичайших просто туристов. Но нельзя так обо всех. Выгнать всех людишек с острова - это классное, конечно же, решение. Но, на мой взгляд, нужно создавать условия для цивилизованного отдыха людей, учить народ с младых ногтей, как жить и отдыхать в гармонии с природой, не нанося ей вреда», сообщает «Байкал Инфо».