Об этом сообщил заведующий лабораторией водных беспозвоночных Лимнологического института (ЛИН) СО РАН Олег Тимошкин.
- Впервые губки с признаками деградации (феномен «розовых губок») были обнаружены на Байкале в 2011 году. В 2014 году ЛИН организовал серию экспедиций для изучения этого вопроса, и оказалось, что ветвистые губки гибнут в прибрежной зоне по всему периметру озера, - сказал учёный.
По его словам, в зависимости от района исследований обнаружено от 10% до 100% поврежденных либо умерших ветвистых губок. Опасные симптомы обнаружены также у корковых и глобульных форм губок.
- Причины гибели эндемиков Байкала неизвестны. Чтобы выявить их, мы привлекаем специалистов из других стран, которые изучали аналогичные случаи гибели губок в Карибском и Средиземном морях. Создано две международные исследовательские группы - российско-французская и российско-японская, - сообщил Олег Тимошкин.
Рассматривается две версии происходящего - климатическая, связанная с изменением температуры воды в прибрежной зоне Байкала, и антропогенная.
- Как ученый, я придерживаюсь теории антропогенного воздействия. Байкал - это олиготрофная экосистема. Тысячелетиями его эндемичные организмы приспосабливались к жизни в условиях слабоминерализованной воды, бедной питательными веществами. Но в результате активной человеческой деятельности - развития туризма, сброса стоков, роста флота - количество питательных веществ, или биогенов, в воде увеличилось. Баланс нарушился, это создало благоприятные условия для массового развития чуждых водорослей и для угнетения губок, - сказал Олег Тимошкин.
Кроме того, по его словам, на больных и умерших губках обнаружены сине-зеленые бактерии, которые могут вырабатывать опасные токсины. Именно они стали причиной гибели нескольких человек на озере Котокель в Бурятии от Гаффской болезни (эпидемическая болезнь человека и животных, питающихся рыбой, накопившей токсины, выделяющиеся при массовом отмирании синезеленых водорослей).
- В других озерах подобные бактерии обитают в толще воды, а на Байкале найдены в умерших губках. Сейчас изучается, токсичны ли они и могу ли представлять угрозу для человека, - отметил ученый.
В свою очередь водолаз-исследователь ЛИНа Игорь Ханаев сообщил, что настоящие «поля» ветвистых губок протяженностью более 4 км можно было наблюдать в Листвяничном заливе (популярный у туристов поселок Листвянка в 70 км от Иркутска) еще в 2007 году.
- Сейчас губок в заливе не осталось, единичные экземпляры можно найти только у Байкальского музея СО РАН, рядом с истоком реки Ангары, где происходит подъем глубинных вод, - сказал он.
По мнению исследователя, с губками в заливе произошли «почти необратимые изменения», и восстановить их «поля» вряд ли возможно.
- Ветвистые губки растут со скоростью 7-10 мм в год, при этом в Листвяничном заливе они достигали 1 м, а вообще мне встречались экземпляры и до 2 м высотой, - отметил Игорь Ханаев.
По его словам, единственное на Байкале место, где еще остались не деградирующие «поля губок» - прибрежная зона дикого западного побережья, на котором нет ни турбаз, ни жилья.
- Прошлым летом мы совершили более 100 погружений и всего два раза встретили абсолютно здоровые губки - напротив устья реки Ледяной и между мысами Соболева и Кадильным, - цитирует Ханаева «Интерфакс».