Прямое чартерное сообщение между Улан-Удэ и популярными зарубежными курортами открылось осенью 2011 года цепочкой в Бангкок. Весной 2012 года оператор поставил рейсы во вьетнамский Нячанг и турецкую Анталью. Во всех случаях это были продолжительные цепочки на Boeing 757-200 или 767-300 компании Nordwind Airlines. За время существования чартерных программ никто из других крупных игроков так и не составил «Пегасу» конкуренцию в этом регионе.
По словам местных турагентов, летом наиболее востребованными были чартеры в Турцию. Решение об отмене в этом году оказалось для бурятского турбизнеса полной неожиданностью.
- У нас заявок было много, теперь пересаживаем туристов на рейсы из Иркутска. Клиенты, которые собирались отдыхать с маленькими детьми, лететь отказываются, – сообщила генеральный директор улан-удэнской компании «Даки-тур» Елена Дылгерова. – От Улан-Удэ до Иркутска более 400 км, это ночь на поезде или 6-7 часов на автомобиле.
По словам менеджера по выездному туризму агентства «Трио-Импекс» Дарьи Валиковой, спрос на прямую Турцию в этом году снизился. Причин несколько: «Некоторым категориям граждан, как известно, запретили выезд за границу. Кроме того, у нас было всего по два-три рейса в месяц – чартерные цепочки с шагом 12-13 ночей. Но многие имели возможность уехать всего на неделю, а кому-то нужны были 16 дней и больше. Поэтому часть туристов, даже при наличии прямых рейсов, выбирала туры с вылетом из Иркутска, Новосибирска или Москвы».
Бурятские агенты отметили, что в этом сезоне стоимость тура с вылетом из Улан-Удэ нередко была существенно выше, чем аналогичный по срокам и комплекту услуг пакет с вылетом из Иркутска.
- Мы, например, сравнивали варианты с вылетом в очень близкие даты в один и тот же отель при одинаковых параметрах. Из Иркутска получалось дешевле на 30 тысяч рублей. Неудивительно, что люди предпочитали не переплачивать: даже с учетом проезда до соседнего региона на поезде экономия получалась существенная, – заметила Дарья Валикова.
Однако многие собеседники отметили, что интерес к прямой турецкой программе по сравнению с прошлым летом принципиально не снизился, а изменилось поведение потребителей.
- Многие ждали горящих туров, поскольку не были готовы покупать путевки по рыночным ценам, – пояснила начальник отдела туризма «Жасо-тур» Саяна Дашиева.
На волне общего экономического спада, снижения потребительской активности клиенты турфирм заняли выжидательную позицию: им хотелось купить тур по максимально низкой цене накануне вылета, поэтому глубина продажи чартерных рейсов была хуже, чем в прошлом году. В результате потенциальный интерес к программе вовремя не выразился в нужном для оператора количестве заявок.
- Нужно было оставить хотя бы рейсы в Турцию, – сожалеет Дарья Валикова. – Мне кажется, они бы заполнились. Те, кто хочет ехать в конкретное время в конкретный отель, а это большая часть наших клиентов, покупают туры заранее, потому что знают, что в высокий летний сезон горящих путевок может не быть.
Анна Подгорная отметила, что для принятия непопулярного решения есть много причин.
- Когда у нас была возможность субсидировать программы в небольших городах, чтобы сохранить в регионе то или иное направление, мы это делали. Сейчас ситуация изменилась, общая картина на рынке довольно сложная, поэтому оставлять рейсы с низкой загрузкой экономически нецелесообразно. В Улан-Удэ в этом отношении показатели хуже, чем в прошлом году, а ведь мы ставили в этом городе чартерные программы с учетом перспективы развития, - сообщила она.
Турбизнес Бурятии и руководство аэропорта Улан-Удэ обратились в «Пегас Туристик» с просьбой рассмотреть возможность возвращения рейсов в Турцию и Таиланд.
По словам Анны Подгорной, это возможно только при условии восстановления спроса. Она заметила, что покупательская активность вновь начала расти, но пока недостаточными темпами. Гендиректор «Пегас Туристик» не исключила, что осенью в расписание аэропорта Улан-Удэ могут вернуться прямые чартеры в Бангкок, сообщает «RATA-news».