И о перспективах газификации Бурятии
Экономист Алдар Бадмаев отметил на своей странице во «Вконтакте», что за почти 20 лет обсуждения проекта газопровода «Сила Cибири-2», «кто только не высказал сомнения в его реализации».
«Всякие приводили «доводы», кто-то, пытаясь объективно разобраться в ситуации, а кто-то просто чтобы отметиться в теме. Тем не менее, истина восторжествовала. Не буду повторять многократно повторённые мной в различных интервью и статьях аргументы в пользу строительства этого газопровода», - написал он.
Как сообщал «Байкал-Daily», Россия, Китай и Монголия 2 сентября подписали юридический меморандум о реализации этого проекта. Труба пройдёт от месторождений Западной Сибири через Иркутскую область, Бурятию в Монголию и далее в КНР.
Что Бурятия получит от этого газопровода?
«Не пустые формальные бла-бла-бла с пеной у рта, а конкретно сколько рабочих мест будет создано, какие перспективы газификации республики, какие сопутствующие проекты могут быть созданы? Пока я не видел ничего такого, что можно было бы подать нашему населению, как успехи республики в рамках данного мегапроекта», - отметил Бадмаев.
Что касается газификации, в последних новостях говорится лишь о Северобайкальске.
«Но любой, кто дружит с географией понимает, что от трассы «Силы Сибири-2» до севера Байкала огромное расстояние и проще тогда тянуть ветку от «Силы Сибири-1», чем от будущего газопровода. Сами посмотрите на карту!» - уверен экономист.
По его словам, если уж говорить о перспективах газификации в контексте строительства газопровода «Сила Сибири-2», то речь надо вести в первую очередь о районах прохождения нитки газопровода, а также о Улан-Удэ, куда вроде бы протянут отдельную ветку.
«Пишу «вроде бы», потому что пока никакой информации об этой ветке нет, - прокомментировал учёный. - Теоретически шансы на газификацию имеют как минимум Тункинский, Селенгинский, Кяхтинский районы, Улан-Удэ и его пригороды (Иволгинский, Заиграевский районы). Крупнейшими потребителями газа могут быть такие объекты энергетики, как Гусиноозёрская ГРЭС, Улан-Удэнские ТЭЦ-1,2, Юго-западная котельная. Но всё это нужно считать, смотреть экономику, эффективность».
Бадмаев уверен, что делать это надо было уже позавчера, так как завтра, по сути, надо бежать с уже готовым технико-экономическим обоснованием (ТЭО) в Москву и договариваться с кучей инстанций. А только разработка ТЭО может занять месяцы, уверен он.
«Также обращаю внимание, что на ТЭЦ-2 вовсю идут работы по её глубокой модернизации на основе использования угля. То есть мы, вложив многие миллиарды, тут же начнем опять её модернизировать только с переводом вместо угля на газ? Кто-нибудь задумался над этим вопросом?» - спрашивает экономист.
Очевидно, что очень перспективным выглядит газификация всего региона, и как минимум Улан-Удэ с пригородами.
«Это позволило бы уменьшить затраты на энергетику (а тут надо тоже всё считать!) и резко понизить выбросы в атмосферу, кардинально решив тем самым проблему загрязнения воздуха в Улан-Удэ. Причем один только эффект от очищения воздуха может перевесить многие затраты! Но это предполагает гигантские затраты. Ведь по всему городу придется укладывать газопровод, создавать с нуля всю газовую инфраструктуру. Даже учитывая, что потребители (физические и юридические лица) будут сами приобретать необходимое оборудования (газовые котлы, печи и т.д.) для себя на свои деньги. Всё равно без участия федерального бюджета сделать всё это нереально. А какие-то категории граждан даже это не потянут и им придётся всё покупать и делать за государственный счёт. В целом все вышеперечисленное тянет на десятки миллиардов рублей. Так что и тут без ТЭО не обойтись!» - написал Бадмаев.
Он уверен, что «вырисовывается комплексная программа очень серьёзного масштаба и требующая серьезнейшей подготовки!»
Причём желательно республике начать делать свою часть по газификации (например, прокладку сетей, подготовку площадок) заранее, чтобы, когда труба к Бурятию придёт, потребители смогли бы сразу к ней подключиться. Хотя верится в это, конечно, с большим трудом, добавляет учёный.
«Но в любом случае все документы нужно подготовить и согласовать их на федеральном уровне не позднее конца этого года! Но пока в этом направлении полнейшая тишина», - оценивает ситуацию экономист.
Сопутствующие проекты
«Кто-то в наших соцсетях уже писал про возможность создания у нас завода по производству СПГ (сжиженный природный газ - ред.). Это вполне реальный проект и имеющий высокую целесообразность, учитывая, что ряд территорий будет всё равно слишком удалён от трассы газопровода и тянуть к ним отдельные ветки, учитывая наши расстояния, плотность населения и экономики, будет нерентабельно», - написал Бадмаев.
Сами заводы такого рода, по его мнению, не слишком сложные и построить их не так трудно. Труднее договориться. чтобы такой завод был построен на территории Бурятии, а не Иркутской области.
«Газоперерабатывающий завод аналогичный тому, что сейчас строится в Амурской области. Только там он рассчитан на 38 млрд кубометров газа (третий по величине газоперерабатывающий в мире!), а у нас ожидается 50 млрд кубометров газа в год, что на треть больше. Тем, кто не в курсе поясню, что природный газ как компот содержит в себе много всяких примесей, которые перед передачей газа покупателю все эти «вкусняшки» отделяют и используют как сырьё для газохимии. Учитывая, что в газопровод «Сила Сибири-2» будет попадать газ как из месторождений Западной Сибири, так и из Иркутской области (Ковыкта) и Якутии (Чаяндинское), месторасположении газоперерабатывающего завода должно быть максимально приближено к границе страны с Китаем. Именно так дело обстоит в Амурской области. Таким образом, в нашем случае, местом размещения такого завода могут быть либо Иркутская область, либо Бурятия», - предлагает автор.
В пользу Приангарья играет множество факторов (развитая нефтехимия, наличие кадров, инфраструктура и, самое главное, отлаженная лоббистская команда, легко продавливающая нужные решения в Москве). Бурятии на пользу играет лишь приграничное положение.
«Но попытаться, конечно, стоит», - уверен экономист.
Тут стоит обратить внимание, что на территории Иркутской области вся нефтехимия принадлежит «Роснефти». А тут речь идет о «Газпроме», которому республика может предложить эксклюзивные возможности для создания газохимии, не пересекающейся с империей «Роснефти».
«И здесь тоже надо максимально ускоряться. Тем более, что игра стоит свеч! Ведь это тысячи высокооплачиваемых рабочих мест, поступления в бюджет, рост потребительского рынка», - предлагает Бадмаев.
Для тех, кто переживает за экологию, добавляет он, выбросы от такого завода, которые, конечно, будут в каком-то объёме, сопоставимы с теми выбросами. которые имеют место быть на Ангарском нефтехимическом комплексе.
«Кто там был хоть раз, тот понимает. Это близко к ситуации в нашем Селенгинске, где расположен Селенгинский ЦКК. Но газ - это не нефть! Угрозы выбросов газа не так страшны для природы. Это мне в своё время говорил наш известный эколог Сергей Шапхаев, который был категорически против нефтепровода, но согласен с размещением у нас газопровода и газоперерабатывающих мощностей», - написал Бадмаев.
Что же касается Северобайкальска и других удалённых районов Бурятии, то тут единственный путь их газификации – это, по мнению экономиста, использование СПГ.