22-летний Андрей пропал осенью 2012 года, когда вместе с бригадой местного предпринимателя уехал на лесозаготовку. По словам рабочих, в Чите при сдаче леса парень с крупной суммой денег вышел в магазин и пропал. За годы поисков и неизвестности мать пролила немало слез, надеясь, что сын жив и вернется домой. Но оказалось, Андрей мертв – все это время его напарники врали
Ушел и не вернулся
Беда пришла в дом Светланы в ноябре 2012 года. Андрей, старший сын, в то время работал водителем на «КамАЗе» у предпринимателя Эдуарда Саргаева, возил лес в Читинскую область. 5 апреля он сообщил, что на десять дней уезжает с бригадой в лес. Мать, как обычно, собрала сыну вещи в дорогу, не зная, что видит сына живым в последний раз, а по этим самым вещам через полтора года будет опознавать его останки.
- 17 апреля я звонила Саргаеву по делам, он сообщил, что у них все нормально, - рассказывает Светлана Юрьевна. – Он сказал – топите баню, готовьте ужин, мы скоро приедем. Я спросила, где Андрей, он мне ответил, что сын спит. Мне тогда показалось это странным – машина гудит, да и сын мой, заслышав разговор, обязательно бы взял трубку. Мы баню истопили, ждем, а Андрея все нет. В полдесятого позвонила жена Саргаева и сказала: «Тетя Света, ваш Андрей потерялся». Я звоню Саргаеву, он подтверждает: «В Чите он вышел из машины в магазин и не вернулся». Говорит, я его рассчитал - 20 тысяч отдал. Странно, думаю, с ноября 2011 года не рассчитывал, сын на эти деньги собирался машину брать, а тут рассчитал.
На следующий день Светлана написала заявление в полицию Еравнинского района и отправилась в Читу – искать сына. Нашла тот магазин, в который якобы заходил Андрей. По описанию продавцов мать не опознала сына.
- Я спросила, в чем он был одет, как себя вел, и я сразу сказала – это не мой сын, - вспоминает Светлана. – Мой Андрей в магазине молчком ничего не брал – всегда с шуточками, с разговором. Тот парень взял сигареты и воду, а мой сын набрал бы всего. Подарок младшему братишке обязательно бы взял. Апельсины и яблоки у него всегда по всей машине валялись. Да и по описанию не подходит – Андрей не сутулился, шапочку он всегда носил на макушке – у него одно ухо недослышит. Поверх шапки он никогда капюшон не надевал. В читинской полиции я пыталась доказать, что это не он, но меня никто не слушал. Я отправилась в прокуратуру, там мне сказали: «Да он у вас алкаш, выгуляется и явится». Сколько я за это время наслушалась, через что прошла.
В то, что Андрей бросил машину, все документы и телефон, тоже не верилось. По словам матери, за три месяца она на коленях обползала Читу, разыскивая сына. Жить было негде, знакомых нет, благо добрые люди помогали.
- Я все надеялась, что сына живой, - говорит Светлана. - Он у меня охотник хороший, наездник, не пропал бы. С любым общий язык найдет. А тут еще Саргаев рассказал, что они к гадалке ходили, и та сказала, что его из магазина двое мужчин взяли под руки и увели. Ерунда - сын с детства гирями занимался, мог шестерых сбить.
«Опознавать было нечего»
За год безрезультатных поисков мать Андрея поседела, появились проблемы со здоровьем. Для розыска сына семья продала всю домашнюю скотину. Подозревая, что коллеги Андрея что-то скрывают, она на коленях умоляла их рассказать, где он, но те твердили одно: «Он ушел в магазин и не вернулся».
Страшная весть о судьбе Андрея Михалева пришла 29 мая 2014 года. Один из рабочих, мужчина в возрасте, не выдержал и пришел в полицию с повинной. Говорил, что жить с этим не может – Андрей часто снится ему и просит обо всем рассказать. В полиции мужчина сообщил, что при погрузке леса одно из бревен скатилось и убило Андрея.
- Опознавать было по сути уже нечего – несколько косточек, - говорит Светлана. – Природа свое дело сделала, все сгнило, животные погрызли. Но по вещам я опознала, что это мой сын.
12 июня останки Андрея были захоронены, а уже на следующий день Светлана с семьей отправилась в лес, к месту гибели сына. В труднопроходимую лесную чащу несколько часов шли с лошадями по следам вездехода. Когда добрались до места, положили цветы на место обнаружения останков, а затем решили осмотреть округу.
- Я зашла в заросли ельника и нашла крестцовую кость, недалеко наткнулась на вещи Андрея – махровую кофту и толстовку, - по лицу матери покатились слезы. - Вещи будто вывернутые, животные, видать, выедали. Когда я подняла кофты, там нашла пять шейных позвонков, надкостницу сустава. Чуть дальше нашли рукав от футболки Андрея, она была не отгрызена животными, а будто отрезана. На том же месте мы нашли 15 ребер. Нижней части тела сына мы так и не нашли, трико или трусиков тоже.
Найденные кости и вещи мать по возвращении передала экспертам Следственного комитета. Позже эти останки семья захоронила.
Смерть по неосторожности
Приостановленное читинскими следователями уголовное дело в свете открывшихся обстоятельства смерти Андрея Михалева передали в Еравнинский район, расследование возобновилось. Сведений о том, что в отношении потерпевшего было совершено убийство, следствие не нашло. Сейчас дело расследуется по статье «Причинение смерти по неосторожности», подозреваемым по нему проходит бригадир лесозаготовителей Эдуард Саргаев.
- По данным следствия, бригадир, нарушив правила погрузки древесины, не убедившись в безопасности людей, положил погрузчиком бревно на прицеп «КамАЗа», которое скатилось и упало на потерпевшего Михалева, - сообщает Суранзана Поселенова, следователь Еравнинского МСО СУ СК РФ по РБ.
Коллеги Андрея рассказывают, что, когда поняли, что парень мертв, около часа решали, что делать. Самый старший из них, тот самый, который позже пришел в полицию с повинной, посоветовал спрятать тело. Он много лет провел за решеткой и решил, что за смерть Андрея их всех посадят, разбираться не станут. К тому же, порубку они производили незаконно. Обдумав все, решили последовать его совету. Там же на месте придумали версию пропажи погибшего с магазином.
- Старший отправил коллег сдавать лес, а сам остался на месте, пообещав сжечь тело, - рассказывает следователь. – Однако тело он не сжег, просто закидал его ветками и камнями. Другой свидетель позже рассказал, что все это время врал, потому что думал, что труп был сожжен, от него ничего не осталось, и потому его могут обвинить в убийстве.
Сомнения матери
Мать, столкнувшаяся с наглой ложью со стороны коллег Андрея, подозревает, что сын погиб не в результате несчастного случая. По ее мнению, не исключено, что Андрея убили. Женщина требует более тщательного расследования, пытаясь узнать, что же на самом деле произошло в лесу.
- На найденной толстовке замок-молния как будто отрезан, это не животные отгрызли, нижней части замка нет, - говорит мать. - Вторая кофта разрезана, повреждение как от ножа. Кроме того, когда нам отдавали первые останки, верхняя часть черепа была как блюдечко – срез по одной стороне ровный, а сзади как отломленный.
По обнаруженным на месте происшествия вещам Светлана Юрьевна просила провести экспертизу для установления останков пороха, масляных пятен от бензопилы «Штиль», термического воздействия пламени и иных повреждений (воздействия зубов животных, рубленых и повреждений ножа). В удовлетворении ходатайства ей отказали. Однако следователь заверила, что экспертиза в ближайшее время все-таки будет назначена.
Светлана Юрьевна обратилась и к руководителю Следственного управления СК РФ по РБ, и в прокуратуру с просьбой помочь найти правду и содействовать расследованию. Она боится, что виновный в смерти сына избежит наказания.
- Перед тем как захоронить первые останки сына, он мне приснился, впервые после исчезновения. Снится счастливый, довольный, чистенький, в новой одежде. Посмотрел на меня, улыбнулся и спросил: «Ну что, мама, узнала?». Потом встал, сел в какую-то машину и уехал. Если бы они сразу обо всем рассказали, как уж у них было, я бы сына по-человечески похоронила, целого, а не растащенного зверями, - цитирует заплаканную мать «Номер один».