По мнению иркутян, речь идёт об отложениях из склонового кара восточнее долины реки Кынгарга. Об этом недавно заявил директор Центра космических технологий и услуг ИрГТУ Леонид Пластинин.
Поясним, что, согласно информации, представленной НИ ИрГТУ, основываются учёные из Иркутска на данных, полученных в ходе оперативного анализа космических снимков Landsat и Geo-Eye-1. Так, геологические отложения в двух карах (чашеобразных углублений в верхней части гор, образующихся под воздействием ледников, снежников и морозного выветривания) достигли критической массы и переувлажнились интенсивными ливневыми дождями, выпавшими в ночь с 27 на 28 июня.
- На Кынгарге случился сильный паводок, а губительную катастрофу в Аршан принёс селевый поток,- цитирует Леонида Пластинина НИ ИрГТУ,- Сель обрушился с двух склоновых каров, расположенных восточнее поселка Аршан. В горах в течение многих тысячелетий ледники выработали боковые троговые долины. Это своеобразные огромные ледниковые корыта. Выброс грязекаменного потока начался из основного кара, затем эта масса с большой концентрацией крупных камней и обломков горных пород, вывороченных деревьев выплеснулась в ледниковое корыто и стремительно начала двигаться по склону, разрушая все на своем пути. Основную массу селевого потока составляет грязекаменный рыхлый материал, в котором могут встречаться огромные валуны в поперечнике до семи-десяти метров.
Напомним, что это уже третья «причина» схода сели. Первой версией было переполнение горного озера «Хрустальное». Однако недавняя экспедиция показала, что озеро к трагедии отношения не имеет. Визуальное обследование выявило, что с данного озера сель не сходил. Второй версией стали осадки.
- Причиной являются обильные атмосферные осадки и таяние снега, - сообщил «Байкал-Daily» второго июля директор национального парка «Тункинский» Валерий Гулгонов.
К слову, третью «причину» схода сели, которую называют сегодня иркутяне, Валерий Гулонов считает лишь предположением.
- То, что это природное явление- это однозначно, но насколько оно древнее - сегодня сказать нельзя. Я бы назвал их версию научным предположением, которое ещё предстоит подтвердить или опровергнуть полевыми исследованиями. Необходимо взять пробы, а по одним же лишь космическим снимкам сказать невозможно. Нужно проверить обе версии,- прокомментировал заявление иркутских учёных Валерий Гулгонов.
Тем временем в ИрГТУ уверены в своей правоте и сообщают, что, сотрудники Центра космических технологий ещё в мае этого года предлагали правительству Бурятии провести оперативную космическую съёмку потенциально опасных территорий и составить прогнозные электронные карты.
- Часть открытой информации сотрудники Центра космических технологий и услуг ИрГТУ получают через интернет. За более точные космические съёмки необходимо платить значительные суммы, чтобы создать более точные и объективные карты,- отмечает профессор Пластинин,- Лучше потратить несколько миллионов рублей на создание таких прогнозных электронных карт, чтобы вовремя отреагировать на опасность и предпринять необходимые меры, чем тратить десятки-сотни миллионов на устранение последствий стихийных бедствий.
По мнению Пластинина, самые селеопасные районы приурочены к хребтам Хамар-Дабана, Тункинским Гольцам и склонам высоких хребтов вдоль БАМа.
Не забыли иркутские учёные и про возможный паводок на Селенге, который «во многом может быть связан с приходом монгольских циклонов». В связи с этим ученые ИрГТУ готовят новые предложения по космической оценке и картографированию опасных природных процессов для правительства и Народного Хурала Бурятии.