Сдвинуть газификацию с мертвой точки
Вопрос газификации Бурятии был вновь поднят сегодня на пресс-конференции депутаты Госдумы Михаила Слипенчука. Ещё в 2012 году тот в составе межфракционной группы Госдумы «Байкал» направлял письмо президенту России с просьбой рассмотреть возможность газификации Бурятии и Забайкальского края.
Однако в ответе из профильных министерств было сказано о невозможности газификации в настоящее время из-за недостаточного количества потребителей.
Позже Слипенчук лично встречался с руководителем «Газпрома» Алексеем Миллером, который подтвердил ту же позицию. Впрочем, её Слипенчук считает весьма спорной.
- Провести трубный газ достаточно дорого. Вместе с тем, как мне кажется, никто еще не считал, ведь это принцип «курица-яйцо», что первее. Пока не будет трубы и потребителей не будет, пока не будет потребителей и трубы не будет, - отметил он.
Как сообщал «Байкал-Daily», пару недель назад вопрос газификации весьма отдалённой перспективой называл полпред президента в СФО Виктор Толоконский. По его оценке, магистральный газ придёт в республику лишь в десятилетней перспективе.
Как известно, газификация Бурятии планируется в три этапа. Первый из них связан с поставками сжиженного углеводородного газа, второй – с сжиженным природным газом. Строительство газопровода намечено в схеме только на третьем этапе, ориентировочно в сроки от 2015 до 2020 годов. При этом власти Бурятии не раз поднимали тему ускорения строительства газопровода. В частности, прорабатывался вариант начала строительства газопровода параллельно с подачей сжиженного газа. Это существенно могло бы сдвинуть сроки прихода в республику сетевого газа.
Однако имеется ряд проблем, препятствующих проведению газификации Бурятии. Это высокая стоимость сжиженного газа, а также отсутствие целенаправленной государственной политики по газификации восточных регионов. Одно время даже звучали опасения, что «Газпром» сочтёт газификацию Бурятию слишком нерентабельной, а переход на газ – невыгодным для самого населения. В итоге, опасались в республике, правительство и вовсе поставит крест на программе газификации.
Неясным остаётся и один из основных вопросов, откуда и как будет протянут трубопровод. По оценке Слипенчука, если проводить его с северных месторождений Иркутской области, то встаёт проблема пропускания трубы по дну Байкала. Ранее депутат, вопреки мнению экологов, уже поддерживал эту идею, не изменилась его позиция и сегодня.
- Любой эколог скажет, что это невозможно. И Миллер сказал, что делать этого не будет. Но с точки зрения экологии здесь вреда никакого нет, это существенно удешевило бы трубу, - добавил Михаил Слипенчук.
Если же проложить трубу из месторождений Якутии, то, по словам депутата, сначала будет газифицироваться Забайкальский край и только после него Бурятия.
- Мне кажется, что мощностью к развитию могло быть производство на базе газа, то есть создать крупных потребителей. Например, завод по производству удобрений, например в Гусиноозерске. И эти удобрения продавать в Китай. Не газ продавать, а сам продукт, - предложил Слипенчук.
Вопрос газификации является «геополитическим», заключил он.
- И принимать его могут только на уровне президента. Но я думаю, можно сдвинуть с твердой точки этот вопрос. Пока, наверное, вариант с сжиженным топливом тоже вполне уместен, - отметил Слипенчук.
Республиканский авиаперевозчик
Сегодня депутат посетил улан-удэнский авиационный завод, отметив, у него «гордость за Бурятию, что такой завод есть».
- Родилась идея, может быть, попробовать создать совместное предприятие по производству малых вертолётов на 5-6 мест, те которые реально нужны для Сибири и Дальнего Востока, - отметил Михаил Слипенчук.
Как сообщал «Байкал-Daily», не так давно для расширения географии полётов по республике авиакомпания «ПАНХ» приобрела два новых 19 местных чешских самолета. На них планируются перевозки в отдалённые районы Бурятии. По мнению Слипенчука, малые вертолёты также будут востребованы в республике.
В целом для развития местных полётов он предложил объединить местные авиалинии под субсидирование из бюджета.
- Необходимо создавать национального республиканского перевозчика. Сейчас есть две авиакомпании: «Бурятские авиалинии» и компания «ПАНХ». Надо собрать усилия двух авиакомпаний, соединить всё это дело с республиканским бюджетом, чтобы получать конкретное субсидирование этих перелетов, с тем, чтобы было выгодно летать на самолетах в любую точку республики, а не ехать на машине, - пояснил Михаил Слипенчук.
Радио на бурятском языке
Депутат заявил, что уже в этом году в республике появится бурятское радио. О его появлении на различных уровнях говорят, впрочем, уже давно – однако с мертвой точки вопрос так и не был сдвинут. Пока имеется лишь бурятское радио, вещающее в Интернете.
- Я ряд встреч провел. Осталась финальная встреча с руководством администрацией президента, после того уже можно говорить о том, что радио появится, - заявил Михаил Слипенчук.
По его мнению, радио должно быть коммерческим.
- Если я буду процесс дальше вести, то я предложил бы вариант не только чисто бурятского радио, но и чтобы русский язык был, - отметил депутат. - Думаю, в этом году удастся сделать.
Также он обратился сегодня к депутату Народному Хуралу, представителю ИФК «Метрополь»Баиру Цыренову со словами: «Сделайте, пожалуйста, киностудию».