В среднем водитель меняет моторное масло два раза в год. Учитывая, что в городе зарегистрировано свыше 150 тысяч автомобилей, объемы отходов достигают 800 тонн.
Справка: Масла отработанные являются нефтесодержащими отходами. Относятся к третьему классу опасности. Способны оказывать токсическое воздействие на состояние окружающей среды.
Но к процессу утилизации таких отходов многие относятся халатно. Масла сливают в реки, бесконтрольно сжигают и даже закапывают. В сентябре 2012 года природоохранная прокуратура выявила факт такого захоронения в Тарбагатайском районе. Ущерб природе оценили в один миллион 600 тысяч рублей.
Мы решили узнать, как городские предприниматели относятся к букве природоохранного закона сегодня.
- Масло собирается в отдельную емкость. Затем собирается в накопительные емкости. Бочки накопленные запечатываются, ставятся на улице на поддоны деревянные. Затем мы передаем просто безвозмездно фактически тем, кто на сегодняшний день пользуется отоплением, связанным с отработанными веществами, - рассказал руководитель отдела СТО Владимир Силицкий.
Нарушение первое – емкости стоят на открытом воздухе. Второе – отработанные масла можно сдавать только в специальные организации, у которых есть разрешение на утилизацию.
На другой станции обслуживания емкости с отходами стоят в помещении и тоже ждут своего клиента. Вокруг немало мусора и посторонних предметов, а это также нарушение.
- Евгений, мастер СТО: А у нас бензин-то не горит.
- Корр.: Вы хотите сказать, что масло не загорится?
- Евгений, мастер СТО: Его очень трудно зажечь.
С этим не согласны владельцы тех СТО, что стоят в промышленных зонах города. Там, куда не добралось отопление центральное, процветает автономное. Зарубежные котлы обеспечивают помещение и теплом, и безотходной работой.
- Работает на отработанном масле. Почти 90 процентов этого масла полностью сгорает. Выхлопов менее, чем у дизельной автомашины, - говорит слесарь СТО Геннадий Мункоев.
Но именно такой способ утилизации настораживает прокуратуру. По закону необходим проект предельно-допустимых выбросов, а его нет ни у одного предпринимателя.
- В нарушение федерального закона об охране атмосферного воздуха предприятия выбрасывают после отопления из печных труб в атмосферу загрязняющие вещества, не получая разрешения на выбросы. Конечно, все это требует больших финансовых вложений, а заменой автомобильных масел чаще всего занимаются мелкие индивидуальные предприниматели, которые просто не хотят вкладывать в это деньги, - сказала старший помощник Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Ирина Чистякова.
Таких экономных предпринимателей в городе десятки, в том числе и поэтому Бурятия входит в число самых неблагоприятных регионов для проживания с точки зрения экологии, сообщает ТК «Ариг Ус».