В начале прошлой недели на Улан-Удэ обрушилась снежная буря. В тот день фотографы газеты «Номер один» увидели, как на берегу Селенги один из кораблей, стоящих на приколе, начал стремительно уходить под воду. Но самое странное, что ни одна из служб, ответственных за безопасность водного транспорта, не смогла пояснить, что это за судно, кто его хозяин и что с ним произошло. После выхода статьи о затонувшем «корабле-призраке» в редакцию обратился его владелец.
Опытный речник Андрей Плюснин приобрел корабль «Ангара» летом прошлого года в Нижнеангарске, чтобы в дальнейшем эксплуатировать его как пассажирский речной трамвай. По Селенге впервые за много лет планировалось возить туристов и показывать местные красоты.
- Это маломерное речное судно, проект ПС-192, его пассажировместимость до ста человек, - рассказывает его хозяин Андрей Плюснин. - В затон на Селенге я пригнал его к началу августа, чтобы сделать некоторые преобразования, покрасить, отделать, пройти регистрацию и получить лицензию на перевозку. Пока судном я распоряжаюсь на основании доверенности, еще не до конца рассчитались с предыдущим владельцем, но это дело времени.
Добавим, что затон, где зимовала «Ангара», является федеральной собственностью, а корабль стоял на техучастке Байкало-Селенгинского района водных путей.
Всю весну судно готовили к навигации. Переделке также подвергся гальюн, в переводе с морской терминологии – туалет. Именно он стал причиной затопления корабля. В одно сошлись погодные условия, таяние льда и неопытность.
- На кораблях туалеты накопительного типа, - поясняет Андрей. - Я решил его перестроить, емкость срезал, она была опустошена еще осенью. Меня не устраивало ее месторасположение. Для откачки фекальных вод существует отверстие в корпусе. Когда корабль стоит во льду, лед его выталкивает, отверстие находилось выше ватерлинии. Мы его по головотяпству не заделали. Честно говоря, было много других проблем, торопились покрасить, пока еще была возможность к судну подойти. Когда начался шторм, из-за ветра судно накренилось на правый борт, рыхлый лед не выдержал и подломился, корабль начал черпать воду через то самое отверстие и затонул.
Сегодня судно уже на плаву. Как утверждает Андрей Плюснин, ущерб оценивается как незначительный. Отделочные работы в каютах еще не начинались, а с дизельным двигателем советской постройки, скорее всего, все будет хорошо. После уборки и откачки воды корабль продолжит подготовку к навигационному сезону.
В советские годы по Селенге ходили два пассажирских судна «Альбатрос» и «Москва-67». Они перевозили людей как рейсовые автобусы – с одной остановки на другую. Например, от Улан-Удэ до острова Комсомольский. С тех пор прошло много времени, о прогулках на речном трамвайчике помнят только старожилы, а по Селенге ходит только технических транспорт.
Но Андрей Плюснин решил возродить традиции речного пассажирского судоходства.
- Мы планируем переименовать судно, оно будет называться «Альбатрос» в честь того быстроходного корабля, которых ходил по Селенге много лет назад, - говорит он. - Несмотря на шумиху в прессе и вопросы транспортной прокуратуры, мы будем работать.
Пароход должен ходить, это его жизнь, когда он болтается на берегу, то медленно умирает. Мы ведь хотим Бурятию превратить в туристический бренд, как ворота в Байкал, грех не воспользоваться такой рекой. На Селенге есть потрясающе красивые места, чуть ниже Татаурово или выше оленей в Вахмистрово, утесы, скалы, которых с суши точно не увидишь, сообщает «Номер один».