20-летняя Нина Гриднева, как обычно, собралась ехать на занятия в Иркутский реабилитационный техникум. Девушка родилась с детским церебральным параличом, самостоятельно передвигаться не может, только с помощью специальных ходунков. Таксист отказался везти пассажирку с ходунками. Развернулся и уехал. Нина с мамой остались стоять на студёном ветру, сообщает «Восточно-Сибирская правда».
– Обычно таксисты ко мне хорошо относятся, помогают выйти из машины, например, – рассказывает Нина Гриднева. – Но этот водитель, увидев мои ходунки, просто отказался нас везти. Он уехал, а мы остались стоять и ждать новое такси. Это был холодный день, у меня руки очень замёрзли. Было чувство, будто пальцы режут. Берут нож и режут.
Мама Нины Анфиса Гармаш пыталась объяснить водителю, что ходунки складываются книжкой.
- Но показать этого не могла, потому что Нина на них стояла, она же без опоры совсем не может стоять! Но водитель категорически отказывался поставить ходунки в багажник или салон. Почему-то ему казалось, что салон они могут поцарапать. Он не грубил, не повышал голос, просто развернулся и уехал. Я боялась, что мы не сможем вызвать другое такси в этот морозный день. А Нина долго на ходунках стоять не может, тяжело ей. И как бы сказались на девушке низкая температура воздуха и ветер? У Нины бронхиальная астма и удалено одно лёгкое. Я позвонила диспетчеру, он отправил другую машину, через 7–10 минут приехал адекватный молодой человек, он вышел из машины, помог нам сесть. В службе такси у меня приняли претензию, объяснили: водитель вправе отказать пассажиру в поездке, если он считает, что его автомобилю будет нанесён ущерб. Я настаивала, чтобы этот водитель больше не работал в такси, я считаю, что у него нет способностей к работе с людьми. Мне ответили: «Не вам решать, кому у нас работать, а кому нет», - говорит мать девушки.
Нина с мамой живут в Первомайском, техникум находится на улице Володарского, услугами служб такси приходится пользоваться часто. Но ни один оператор никогда не уточнял, едет ли семья с коляской или с другим неформатным грузом. Если всё же у служб такси есть какие-то чёткие инструкции на эту тему, их необходимо пересмотреть с учётом доступности услуги для инвалидов. Известен случай, когда женщина-инвалид в Ангарске час стояла под проливным дождём. Таксист, увидев её костыли, просто развернулся и уехал. Женщину до дома подвёз частник, но она слегла с воспалением почек.
– Если такая же история с нами ещё раз повторится, я буду расторопнее – сниму на телефон машину, запишу диалог и буду обращаться в прокуратуру. Потому что вижу в этом прямое нарушение прав человека, – считает Анфиса Гармаш. – Сейчас нам действительно легче жить, чем 10–20 лет назад. Люди с инвалидностью и сами стали активнее, выходят в общество, милосердия и толерантности мы видим больше. Но из 10 случаев помощь нам предлагают лишь в 2-3. Не хочется плакаться в жилетку и жаловаться на свою жизнь. Хочется просто больше понимания.