- Я получила СМС, что перевод денег в сумме 7900 плюс комиссия 79 рублей успешно выполнен. Сразу позвонила по «горячей линии», что на карточке написана. Мне сказали: «Это мошеннические действия, вы, пожалуйста, сразу заблокируйте карту и обратитесь в полицию», - рассказывает улан-удэнка Зоя Бродникова.
В полиции только за прошлый год приняли 200 таких заявлений. С начала этого – уже 40. Большинство от клиентов Сбербанка. Раскрываемость – 50 на 50.
- Распространению преступлений способствует развитие интернет-сетей и социальных сетей, где люди указывают свои личные данные, номера банковских карт, счетов, а также номера сотовых телефонов, - заявил врио заместителя начальника ОП №2 УМВД по Улан-Удэ Александр Васютич.
Зоя Борисовна обратилась не только в полицию, но и в суд, и в сам Сбербанк. Вот только ни одна инстанция не помогла вернуть кровные.
Обращаться в Центробанк России собирается другая экс-клиентка Сбербанка. У нее сняли деньги больше года назад. И даже преступников вычислили. В кошельке от этого тяжелее не стало, зато наступило понимание, откуда веревочка вьется.
- Все 5 мошенников на сегодняшний день на скамье подсудимых. Одна из мошенниц сдавала наши данные – паспортные, прочие. Нас, потерпевших, на последнем заседании суда было 5 человек. Вообще, нас более 100 человек, - говорит потерпевшая.
Еще больше – в городах покрупнее. В интернете даже появилась отдельная страница – помощь тем, у кого сняли деньги со Сбербанка.
- Я полагаю, здесь больше идет от объема работы. Просто из-за того, что основная масса пользователей, мне так кажется, вкладывает деньги именно в Сбербанк. У них наибольшее количество филиалов, соответственно, большее количество таких случаев, - считает юрист Константин Хунгуреев.
Вот официальный ответ Сбербанка на запрос:
«Обращения клиентов подобного рода в банк поступают в небольшом количестве. Банк рассматривает их в индивидуальном порядке. Если результаты проверки подтвердят факт мошенничества и отсутствие вины клиента, банк возместит денежные средства».
Однако на практике такое происходит, увы, нечасто. Интернет-активисты советуют в таких случаях требовать отмены последних транзакций. Или подавать в суд за несохранность денег, сообщает «Ариг Ус».
Комментарий Бурятского отделения Сбербанка для «Байкал-Daily»:
Сбербанк уделяет большое внимание надёжности и безопасности каналов банковского обслуживания. Клиентам следует помнить о правилах безопасности:
- При потере мобильного телефона c подключенной услугой «Мобильный банк» или мобильным приложением «Сбербанк Онлайн» следует срочно обратиться к оператору сотовой связи для блокировки SIM-карты и в Контактный Центр Банка для блокировки услуги «Мобильный банк» и/или «Сбербанк Онлайн».
-При смене номера телефона, на который подключена услуга «Мобильный банк», необходимо обратиться в любое ВСП и отключить услугу «Мобильный банк» от старого номера телефона и подключить услугу на новый номер. Помните, что операторы сотовой связи могут передать номер телефона другому абоненту, если он будет неактивным длительное время.
- Будьте внимательны — не оставляйте свой телефон без присмотра, чтобы исключить несанкционированное использование мобильных банковских услуг. Установите на телефоне пароль, данная возможность доступна для любых современных моделей телефонов/смартфонов.
- Не подключайте к услуге «Мобильный банк» телефоны, которые Вам не принадлежат, по просьбе третьих лиц, даже если к Вам обратились от имени сотрудников Банка.
- При внезапном прекращении работы SIM-карты необходимо обратиться к оператору сотовой связи за уточнением причин — в отношении Вас возможно проведение мошеннических действий третьими лицами.
- Не переходите по ссылкам и не устанавливайте приложения/обновления безопасности, пришедшие по SMS/электронной почте, в том числе якобы от имени банка.
- При подозрении, что от вашего имени осуществляются несанкционированные операции, банк по своей инициативе может временно заблокировать услуги Сбербанк Онлайн/Мобильный Банк. Для возобновления потребуется связаться с Банком и подтвердить легитимность подключения и сделанных операций.
Кроме того, есть ряд рекомендаций Сбербанка по защите от СМС и e-mail мошенничества:
Мошеннические СМС-сообщения, как правило, информируют о блокировке банковской карты, о совершенном переводе средств или содержат другую информацию, побуждающую перезвонить на указанный в СМС-сообщении номер телефона для уточнения информации. Затем мошенники представляются сотрудниками службы безопасности, специалистами службы технической поддержки и в убедительной форме предлагают срочно провести действия по разблокировке карты, по отмене перевода и т.п., в зависимости от содержания СМС-сообщения. В случае получения подобных СМС-сообщений банк настоятельно рекомендует:
- не перезванивать на номер телефона, указанный в СМС-сообщении;
- не предоставлять информацию о реквизитах карты (номере карты, сроке ее действия, ПИН-коде, CVV2/CVC2 коде, контрольной информации по карте), или об одноразовых паролях, в т.ч. посредством направления ответных СМС-сообщений;
- не проводить через банкоматы и иные устройства самообслуживания никакие операции по инструкциям, полученным по телефону.
Подробные рекомендации по мерам личной безопасности владельцы банковских карт получают в период выдачи карты. Памятка и руководства для пользователей банковских карт и других услуг банка также размещены на сайте Сбербанка в разделе «Меры безопасности». Сбербанк рекомендует всем клиентам ознакомиться с правилами, а главное, следовать им в повседневной жизни.